01.11.2021
«Если подросток смотрит на будущее с позиции
настоящего, то юность смотрит на настоящее с позиции будущего» Л.И.Божович
Десятый класс открывает последний этап обучения в школе. В этот период
у старшеклассников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях
со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся
периодом адаптации к новым условиям обучения.
Термин адаптации, обозначающий
приспособление, используется при описании довольно разных процессов: адаптация
физиологическая, адаптация зрительная и слуховая, адаптация социальная и др. На
данном этапе речь идет о физиологической и социальной адаптации, обеспечивающей
полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной
мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранение
здоровья и оптимального самочувствия.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать
естественный процесс адаптации более интенсивным.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам освоится с новой учебной
ситуацией.
Задачи адаптационного периода:
- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого
десятиклассника;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной
обратной связи.
В период юности завершается подготовка к самостоятельной жизни
человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной
деятельности и утверждение социальной значимости личности.
Для юношеского периода физические данные уже не
представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не
теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план
выходят внутренние качества.
Период юности решает следующие задачи:
- Принятие собственной внешности
- Складывание индивидуальных форм гендерного поведения
- Установление зрелых стабильных взаимоотношений со сверстниками
- Завоевание эмоциональной независимости от родителей
- Подготовка к профессии и карьере
- Формирование индивидуальной системы ценностей
В это же время приходит осознание собственной идентичности.
Самооценка - это осознание собственной идентичности
независимо от меняющихся условий среды.
- Завышенная
самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных
способностей.
- Заниженная
самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство
неуверенности, страха, апатии.
Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные
границы условны – от 15 до 25 лет). это период, когда человек может пройти от
неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до
действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема
жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю
позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом
возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом»,
либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на
основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется
разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на
признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей,
характеризующих личность.
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий
мир", существующий между детством и взрослостью.
- Биологически это период завершения физического созревания,
которое проявляется в возникновении вторичных половых признаков, росте
тела в длину, окружности грудной клетки, бёдер, увеличении мускульной силы
и массы, отвердении скелета .
- Эмоционально-
личностная сфера: Глубинный смысл поиска дружбы в ранней
юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со
стремлением познать самого себя, свое место среди людей, свое
будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у
старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.
Благодаря застенчивости, которая мешает
раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом
нередко его самого). И потому порой, у старшеклассников чувств, эмоций бывает
значительно больше, чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти
"школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к
другим видам человеческих отношений – любви, семейным привязанностям.
Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту
окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к
вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой
жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей
для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами
его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных
формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и
способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими
включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти
качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников –
центрального новообразования раннего юношеского возраста.
Общение: Исследования показывают, что большая часть юношей и
девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном
общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А
уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним.
Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители
сверстников, и просто знакомые взрослые.
Стоит остановится и на познавательных процессах
и способностей юношеского возраста:
1. Сильная склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному
теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими
построениями и т.д. Развитие абстрактно-логического мышления
знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и
соответствующей потребности.
2. Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для
юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по
успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и
они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи.
3. Объем внимания, способность длительно сохранять его
интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом
увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим
от направленности интересов.
Для современного Х класса важной является
проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. При переходе
в десятый класс каждый ребёнок сталкивается со многими новыми для него фактами.
А ситуация новизны всегда тревожна. Школьник переживает
эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и
настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных
решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к
тому, что именуется школьной дезадаптацией.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления
ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений,
психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в
личностном развитии.
Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере
привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое
главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе,
происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере
основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это
ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку
сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет
искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что
выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности
поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности,
депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть
социально-психологической дезадаптацией.
Такое состояние ребенка требует индивидуальной помощи от
психолога.
Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на
продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами
завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в
преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в
институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в
беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со
сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к
спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа. Это можно понять. Более
того, по-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как
передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с
окружающей действительностью, даже опыт насаждения новой «почти взрослой»
жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающие значение
в этом возрасте.
И все же это хорошо лишь как временное явление. Если же
формируется установка на такую жизнь или же школьник уже приходит в 10 класс с
такой установкой (по данным социологов , сегодня немало родителей хотят,
чтобы их дети перешли учиться в 10 класс именно для того, чтобы был продлен
мораторий детства), то это уже проблема.
Ведущие формы деятельности в пору юности
Основная форма деятельности- учебно- профессиональная.
1.Специализация в учебе
2.Практическая нацеленность
3.Профессиональное самоопределение
Самым важным и влиятельным остается семья!
Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях
друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки
остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы
они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие.
Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее
спокойно и уверенно.