Лекторий для родителей (законных представителей) по теме "«Трудности адаптации первоклассника к школе»"

01.11.2021

ПЕРВОКЛАССНИК - НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА... И ВАШЕЙ СЕМЬИ

Об особенностях протекания адаптации к школьному обучению у детей. (лекция)

Классный руководитель. Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей.

Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.

Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки.

В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода сами родители нередко становятся винов­никами школьных стрессов у детей.

В то же время именно в 1 классе закладывается основа от­ношения ребенка к школе и обучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, родите­лям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности пси­хического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд за­дач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физиче­ских сил. Для детей представляют трудность очень многие сто­роны учебного процесса. Им сложно сидеть на уроке в одной и той же позе, тяжело не отвлекаться и следить за мыслью учи­теля, делать все время не то, что хочется, а то, что от них требу­ют, трудно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмо­ции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сра­зу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в от­ношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ре­бенка проходит через несколько этапов:

1.        Первые 2-3 недели обучения получили название «физио­логической бури». В этот период на все новые воздействия ор­ганизм ребенка отвечает значительным напряжением практиче­ски всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма.  Этим объясняется тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2.   Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособле­ние. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к опти­мальным варианты реакций на новые условия.

3.   После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенно­стей ученика.

Многие родители и учителя склонны недооценивать слож­ность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее (по наблюдениям медиков) некоторые дети худе­ют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артери­ального давления (что является признаком утомления), а у неко­торых - значительное его повышение (признак переутомления)-

       Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на голов­ные боли, усталость и другие недомогания в 1-й четверти. Про­явлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способно­сти к саморегуляции поведения.

Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем уп­рекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обя­занностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.

Факторы риска в развитии ребенка могут оказаться чрезвы­чайно разнообразны: это и заболевания матери в течение бере­менности, и особенности протекания родов, и болезни, перене­сенные самим ребенком в течение дошкольного детства (осо­бенно на первом году жизни), и, конечно, хронические заболевания.Хочу такой сайт

Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации де­тей в школе, но и частые простудные заболевания, которым многие родители не придают особого значения. Рассмотрим хо­тя бы обычный насморк. Из различных недомоганий он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не учитывать, что затруд­ненное носовое дыхание не обеспечивает поступления доста­точного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособно­сти и, в конце концов, к учебному отставанию.

Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в шко­ле быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой. Такие дети нужда­ются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно по возможности снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше проводить дома, а не в группе продленного дня, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что фи­зически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И, конечно, нужно помнить о необходимости психо­логической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Социально-психологическая адаптация.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он про­ходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.

Изменяется социальный статус бывшего малыша: появляет­ся новая социальная роль - «ученик». Можно считать это рож­дением социального «Я» ребенка.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение са­мосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второ­степенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Такие изменения происходят в психике ребенка при благо­приятном развитии событий, его успешной адаптации к школь­ному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ре­бенка - это вопрос о психологической готовности к школе. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только то­гда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только хо­дить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта по­зиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для шестилеток. У них чаще, чем у семилеток, затруднено фор­мирование «чувства необходимости учения», они менее ориенти­рованы на общепринятые формы поведения в школе. При столк­новении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, за­чем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую только по пра­вилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

В любом случае необходимо проявлять уважение и сопере­живание к чувствам ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается ранимостью, незащищенностью.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмо­циональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнув­шись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внеш­ности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в це­лом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь не­удач (в учебе, в общении) может привести к формированию ус­тойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие само­оценки ребенка, уровня его притязаний.

Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении -первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители так­же должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достиже­ния ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать ак­тивность ребенка в преодолении различных трудностей.

Другим следствием обобщения переживаний является воз­никновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок за­ранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.

Неприятным для родителей кризисным проявлением разде­ления внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склон­ность к капризам и конфликтность.

Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда пер­воклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.

Таким образом, родителям и педагогам следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций они будут прояв­лять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останут­ся в данном возрастном периоде.

Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.

Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимо­действия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение си­туации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать та­ких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Не стоит удивляться, если через какое-то время родители де­тей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстника­ми, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жа­лобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя.

      Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать при­чины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к об­суждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Надеемся, что информация об особенностях протекания адаптации к школьному обучению у детей оказалась интересной и полезной для Вас и Вы сможете, учитывая эти сведения, облег­чить привыкание своего ребенка к школе, помочь ему в трудную минуту.

                                                              img0.jpg                                                                
Ребёнок-родителям.doc (скачать)
ВАШ РЕБЕНОК – ПЕРВОКЛАССНИК.docx (скачать)
Рекомендации для родителей (1 класс) раздаточные.doc (скачать)
Советы родителям.doc (скачать)
режим дня.docx (скачать)
ПРАВИЛА.docx (скачать)
Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».