01.11.2021
Любые переходные периоды в жизни
человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это
сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит
вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что
происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими
проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем
оказать ребятам.
Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и
развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в 5-9
классах школы. Родители считают детей этого возраста трудными, «неслухами»,
педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим».
Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные
научные исследования подтверждают действительную сложность происходящих в этом
возрасте процессов развития.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста
добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято
понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация
имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведем речь именно о
психологической адаптации учащихся - так как им в настоящий период необходимо
приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних
(кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с
разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано
понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной
школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково.
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к
обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности,
успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с
учителями и одноклассниками.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами
причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения
со значимыми людьми.
В 5-м классе дети переходят к новой системе обучения: «классный
руководитель - учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иногда
дети даже меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход
из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным
периодом развития.Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в
своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать
«новую жизнь». Адаптация в 5-м классе во многом сходна с адаптацией в 1-м
классе.
Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий
обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам,
даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней
- все это является довольно серьезным испытанием.
В этот период дети могут стать неузнаваемым: тревога, робость
или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывает их.
В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать
забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.
Уважаемые родители! Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную,
шадящую обстановку, четкий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил Вашу
поддержку и помощь.
ЧТО ЗАТРУДНЯЕТ АДАПТАЦИЮ?
1. Противоречивость и рассогласованность требований разных
педагогов. К школьнику впервые предъявляют много требований и много человек. И
он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом,
преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во
взрослой жизни.
2. На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный
терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребенку, что
неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного
материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.
3. В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как
любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает
времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и
носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда неуправляемость
одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к
книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой
учительницей - других. Важно понять, что все это - естественные переживания,
которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать
взрослым.
Нам следует стать более внимательными, благожелательными, таким
образом, помогая школьнику освоить эту позицию.
ПРОБЛЕМЫ В УЧЕБЕ
ПЯТИКЛАССНИКОВ
Пятиклассники страстно желают хорошо учиться, чтобы радовать
окружающих. Но, столкнувшись с первыми трудностями, часто разочаровываются.
Несколько слов об учебных проблемах пятиклассников:
1. слабая учебная подготовка в начальных классах;
2. несформированность умения анализировать и синтезировать
(неразвитые мыслительные действия и операции), плохое речевое развитие, слабые
внимания и память;
3. неразвитая воля - нежелание, «невозможность», по словам
ученика, заставить себя постоянно заниматься. Их не привлекает цель, так как
для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к своей
деятельности.
ПУТИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ
1. Помогайте школьнику в учебе, добивайтесь, чтобы он досконально
понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Пусть ребенок
выполнит одно - два подобных задания и подробно объяснит, что и как он делает.
2. Развивайте внимание, мышление и память ребенка, играйте с ним
в игры на развитие наблюдательности (в разведчиков, охотников, индейцев на
охоте и т.д.), решайте посильные головоломки, разгадывайте шарады, кроссворды.
Делайте это все как можно чаще.
3. Развивайте волю ребенка, приучайте его к режиму дня,
эмоционально окрашивайте его учебную деятельность, но не переусердствуйте,
иначе может возникнуть так называемая «эмоциональная усталость»: ребенок может
стать капризным, раздражительным, плаксивым. Используйте юмор, но не сарказм и
насмешки! Терпите их шутки, какими бы глупыми они вам не казались, используйте
юмор в целях разрядки и привлечения ребенка на свою сторону.
4. Очень важно в учебных и во всех других занятиях помочь
школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и
неуспешности; с помощью взрослых следует развивать у него стремление
совершенствовать свои способности. Начните с выработки привычки хорошо
выполнять домашние задания.
РЕКОМЕНДАЦИИ
РОДИТЕЛЯМ
1. Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут
хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
2. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в
конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
3. Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все
хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию «из первых
рук». Учитель скажет вам правду.
4. Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии
ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу
и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в
ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к
старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От нее
лучше избавиться уже в детстве.