Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
(МАОУ СОШ № 20)
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол № 9 от «29» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №20
приказ № 253 от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Читай-ка»
для обучающихся 1 класса
Первоуральск, 2024 год
Содержание программы
Здравствуй, книга! (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист,
оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём
рюкзаке живёт?».
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в
библиотеке.
Малые фольклорные жанры (5ч)
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре.
Отсутствие автора, устная передача. Знакомство с произведениями малого фольклорного
жанра. Особенности загадок.
Поляна сказок (9 ч)
Традиционные герои русских народных сказок. Волшебные предметы. Постоянные
эпитеты для характеристики героев, событий природы. Различие народных и авторских
сказок. Особенности чтения и пересказывания сказок. Знакомство со сказками. Понятие о
народных и авторских сказках. Понятие «герои сказок, персонажи. Чтение и слушание
произведений. Рассматривание книг. Сюжет. Элементы сюжета: завязка, кульминация,
развязка событий. Домысливание текста.
Произведения для детей и о детях (14 ч)
Знакомство с произведениями для детей и о детях. Понятия «стихотворение», «рассказ».
Понятие о рифме. Подбор книг по тематике. Чтение и слушание произведений.
Рассматривание книг. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов
определений для характеристики героев. Построение доказательного высказывания.
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Б.Заходер, Л.
Петухова, С. Михалков).
Детские книги с рассказами современных писателей (В. Сутеев, В. Осеева, Н. Носов, Е.
Пермяк).
Выставка книг детских писателей. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Заключение (3 ч)
Речевая гимнастика (на каждом занятии)
Понятие о речевой гимнастике. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и
выразительном чтении различных текстов(диалог, монолог, речь автора). Работа с
чистоговорками, скороговорками.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- познавательная мотивация, интерес к чтению
Учащиеся получат возможность для формирования:
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других
людей;
- умения оценивать свое отношение к учебе;
- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
Предметные
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им
впечатление;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- создавать рассказ по циклу картинок;
- заучивать наизусть произведения устного народного творчества: скороговорки,
пословицы, загадки, считалки
- пересказывать изученные сказки;
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности персонажей и передавать их характеры с помощью
инсценирования;
- читать по ролям художественное произведение;
- сочинять загадки;
- придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
- участвовать в инсценировании литературных произведений;
- определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
- определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
Метапредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся
работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
самостоятельно работать с учебным произведением;
- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты
Учащиеся получат возможность научиться:
- освоению приемов поиска необходимой книги в библиотеке;
-интерпретации текста литературного произведения в творческой деятельности: чтение по
ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование.
Познавательные:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Учащиеся получат возможность научиться
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе;
- соблюдать очерёдность действий;
- выслушивать партнеров, корректно сообщать о своих несогласиях;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно объединяться в небольшие группы для выполнения поставленной
задачи;
- высказывать своё мнение при обсуждении задания;
- самостоятельно выражать своё отношение к персонажам произведений.
Тематическое планирование 1 класс
№
п/п
Тема
Форма проведения
занятий
1
Учебные книги первоклассника. Правила работы с
книгой.
Экскурсия
2
«Книжкин дом». Экскурсия в школьную библиотеку.
Экскурсия
3
4
Викторина
Игра
5
Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры
Передача настроения с помощью жестов, мимики, голоса.
Игры, песенки и потешки.
Скороговорки. Веселые игры-дразнилки.
6
Считалки. Игры с использованием считалок
Игра
7
Загадки. Раскрашивание иллюстраций.
Игра
8
9
Устное народное творчество. Сказки и их особенности.
Инсценировка сказки. Русская народная сказка «Репка».
10
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Раскрашивание иллюстраций к сказке.
11
13
14
Прослушивание аудиокниги Русская народная сказка
«Теремок».
Сказки народов России и народов мира. Моделирование
обложки.
Сказки народов России и народов мира. Инсценирование.
Герои сказок в лепке. Настольный театр.
Конкурс рисунков
Инсценировка
сказки.
Раскрашивание
иллюстраций к
сказке.
Чтение по ролям
15
Проба пера. Составление загадок и сказок.
16
«Герои народных сказок». Проектная деятельность
(коллективная). Домики-сказки.
Работа над интонацией. Стихи А.Л. Барто.
Передача настроения с помощью жестов, мимики, голоса
И.П. Токмакова. Стихи
Рисование сюжетных иллюстраций к стихотворениям.
С.Я. Маршак. Стихи.
Инсценирование. Способы передачи настроения. С.
Михалков «А что у вас?»
Диалоговое чтение. К. Чуковский «Телефон»
Прослушивание аудиозаписи в исполнении автора. К.
Чуковский «Путаница».
Передача настроения с помощью жестов, мимики,
голоса. Стихи о маме.
12
17
18
19
20
21
22
23
Игра
Моделирование
обложки.
Инсценирование.
Творческая
мастерская
Составление
загадок и сказок
Творческая
мастерская
Конкурс стихов
Конкурс стихов
Творческая
мастерская
Инсценирование
Диалоговое чтение.
Прослушивание
аудиозаписи
Конкурс стихов
24
Моделирование обложки. Б. Заходер. Стихи.
Моделирование
обложки.
25
Использование арт-технологии при заучивании наизусть.
Т.Л.Петухова. Стихи
Конкурс стихов
26
Урок-концерт «Любимые стихи».
Конкурс стихов
Раскадровка (создание диафильма). Книги В. Сутеева.
Творческая
мастерская
Характеристика героя. В.Осеева «Волшебное слово
Характеристика
героя
29
Раскадрока (составление диафильма). Е. Пермяк «Первая
рыбка»
Творческая
мастерская
30
Передача настроения с помощью жестов, мимики, голоса
при инсценировании. Н.Носов «Мишкина каша»
Передача
настроения с
помощьюжестов,
мимики
31
Викторина «Любимые произведения» с использованием
ЦИЛ.
Викторина
«Моя любимая книжка» Проектная деятельность.
Творческая
мастерская
27
28
32-33