Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
(МАОУ СОШ № 20)
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол № 9 от «29» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №20
приказ № 253 от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Смысловое чтение»
для обучающихся 1–3 классов
Первоуральск, 2024 год
Планируемые результаты
В
результате
освоения
программы
формируются
умения,
соответствующие
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
сознание важности чтения и литературы как средства познания
окружающего мира и самого себя.
осмысление значимости литературы как явления национальной и
мировой культуры, важного средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций.
усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
осознавать значение литературного чтения в формировании собственной
культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
своение способов проблем творческого и поискового характера.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений,
отнесение к известным понятиям.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
существование различных точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
Разделы программы:
Раздел
«Виды
речевой
деятельности»
включает
следующие
содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура
речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого
раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их
единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и
письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть
адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника,
чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения
доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор
вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона,
пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические
умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог
с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные
впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного
высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел,
передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение
обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления
художественного произведения): текста-повествования, текста-описания,
текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по
картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с
разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих
аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств
языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание
картины жизни, представленной автором; установление причинноследственных связей в художественном, учебном и научно-популярном
текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной
мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного
возраста с книгой как источником различного вида информации и
формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора
содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование
мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к
самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области
детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их
жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми
читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг
литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью
ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах
литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа
литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в
системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос
полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую
деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм
интерпретации текста.
Содержание программы
Курс курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать
информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научнопопулярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать
ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что
ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и
второстепенную информацию.
Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто
указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для
выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но
и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы
позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого
подхода.
Тексты представлены двух видов: содержащие сказочные подробности
(отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец
каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено
времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания
кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только
воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и
письменной форме. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение
письмо) - это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения
и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками
речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть
системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Тематическое планирование 1 класс
№
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Сказка о медвежатах и детёнышах панды.*
Санта- Клаусы в шортах.
Бразильский воск
Надёжная защита.
Одежда для яблок
« Приятный» запах помойки.
Сказка о русалочке.*
Рисовые картины.
Договор кота и мышей.* Почему в мире много Кузнецовых?
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Сказка о львёнке и мяче.*
Как напугать с помощью воздуха
Танцы на пруду.* Зачем электричке две головы?
Река в океане. Лианы
Зачем театру сцена
Деньги и гроши.
Бумажные осы. Воздушные корабли
Водные дороги.
Антикрыло. Зачем кобре очки?
Сказка о машинке. *
Как жить в живом капкане. Пустыня днём и ночью
Улыбайтесь
Незаметный автомобильчик.* Дом для белки.
« Планета Вода»
Дым от костра вместо телефона
Зачем доят змей. Дождевые леса.
Удав в кинотеатре.
Ожоги медуз
Маленький автобус.*
Первые автомобили
Прятки у жуков.* Белая диковинка.
Огоньки в лесу. * Сказка о дракончике.*
Плот бобра. * Сказка о хомяке и черепахе.*
Щедрый горшочек.* Сказка о мышиных ковриках.* Итоги за год.
Тематическое планирование 2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема
Незаметные жирафы
Упитанные пингвины
Зайчонок и улитка.*
Зрение лягушки
Мудрость гномика Книгочея.*
Что получается, когда обмениваются идеями
Тиддалик выпил всю воду.*
Дома на курьих ножках
Бражник
Необычная охота
Глаз бури
Гномик Хранитель Воды*
Горный серпантин
Вулканы- холодильники Земли
Когда приобретают друзей
С удочкой на лягушку
Леденцы*
Два художника
Девочка и попугай
Сказка про робота - уборщика*
Хлебосольный гномик*
Фотоохота
Гномик Огородник*
Гномик Франт *
Многорукий гномик *
Прудовые арбузы
Три новогодних праздника *
Горные лыжи среди пустыни
Золотая деревенька *
В путь*
Гномик Сказочник*
Гномик Ворчун*
Гномик Ворчун*
Итоги года
Тематическое планирование 3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема
Резные лошади*
Надувные дома
О том , как змея стала ядовитой*
Искусственный риф
Розовые кролики*
Самоцветы
Сказка о глупой акуле*
Как пугало было вороньим царём*
Символ Франции
Обезьяна и слон *
Очень красивые лодки*
Откуда пошли пельмени
Замечательные часы
Всякое ли молчание- золото?
« Читать» людей.
Тысяча глиняных горшков*
« Тошу обижать не дам!»
Как я кормила синичек и белочек*
Необычная ёлка
Сказка о пирожке*
Одинокий мухомор*
«Мы триста лет этим занимаемся»
Колизей
Памятник дереву
Магниты в древности
Бабушка огородника *
Санта- Клаусы в разных странах
Пришельцы. Лёгкий и прочный*
У каждого мастера есть свои секреты*. Неуклюжий паучок.
Гусеница , которая хотела летать*
Первый микроскоп. Подходящий камень*
Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом - моя крепость»
Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес*
Ночной урок*. Итоги года