25.02.2022
Помните, чему нас учили родители в
детстве? "Не общаться с незнакомцами, не играть возле дороги и не
"водиться" с хулиганами".
В этих простых "детских"
правилах – мудрость целых поколений, основа безопасного времяпрепровождения
детей и подростков на улице, в кругу друзей, в обществе. Сейчас мы всё больше
времени проводим в интернете, скачиваем игры и приложения, смотрим мемы, беспрерывно
сёрфим в сети.
Среди такого многообразия может
оказаться не только полезная информация (например, учебная, научная и
художественная литература), но и деструктивная - информация,
размещенная в цифровой среде, которая негативно влияет на психологическое и
(или) физическое здоровье человека, нарушает его права и свободы. Интернет –
среда зачастую более опасная, чем даже тот самый уличный двор со всеми
хулиганами вместе взятыми.
В условиях иллюзии анонимности и
вседозволенности социальные сети, форумы и иные цифровые платформы становятся
"отчиной средой" для совершения правонарушений и воздействия на
мировоззрение в первую очередь молодых людей. Как утверждают исследователи:
· около 70% молодых людей (15-25 лет)
сталкивались с пропагандой экстремистско-террористической идеологии в
интернет-среде;
· около 60% молодежи (14–24 лет) получают
информацию о способах самоубийства в сети интернет;
· более 50% подростков (12-17 лет)
сталкиваются с изображением жестокости в интернете, описанием способов
чрезмерного похудения;
· около 20% – с контентом о способах
употребления наркотиков и причинения себе вреда.
Пагубное воздействие может привести к
серьезным потрясениям, разрушению базовых человеческих ценностей: гуманности, патриотизма,
уважения прав и свобод, причем (что вызывает еще больше опасений) часто такое
"отравление разума" может быть незаметным, постепенным и
"бесповоротным".
Отсюда вытекает и неприязнь к родителям,
которые "чрезмерно заботятся и опекают", учителям, которые только и
делают, что "не учат, а поучают", появляется склонность к жестокости
и насилию, совершению правонарушений. Поэтому так важно осознавать опасности,
связанные с влиянием деструктивного контента, существующие сегодня в цифровой
среде.
С развитием цифровых технологий люди
получили обширный инструментарий для работы с информацией, который позволяет не
только получить необходимую информацию о другом человеке, но и создать вокруг
него желаемый информационный фон (эхо-камеру). При этом более всего подвержены
деструктивному воздействию именно молодые люди. Психика и ум детей и подростков
находятся на очень "хрупком" этапе формирования, их система ценностей
еще окончательно не сложилась. Поэтому молодые люди более зависимы от мнения окружающих
(особенно тех, кому они подражают, с кем хотят ассоциироваться), они сложнее
переживают негативное отношение к себе, зачастую менее склонны сочувствовать
чужой позиции, представлять себя на месте другого, более жестоки и беспощадны.
Злоумышленники могут этим активно пользоваться. Например, пропаганда
экстремистских идей часто базируется на каких-либо различиях, позволяющих
отделить "своих" от "чужих". Таким образом, формируется
образ врага как источника различных угроз для представителей "своих".
Как же этому противостоять? Знание и
осознание опасности – первый шаг к ее предотвращению. Однако не стоит в панике
полностью ограничивать доступ к интернету. Всемирная паутина – это все-таки
величайшее достижение человечества, которое при грамотном использовании
принесет множество благ и откроет большое количество возможностей! Важным шагом
может стать соблюдение простых правил цифровой гигиены и отсутствие
пренебрежения к уже разработанными цифровыми решениями, помогающими "отфильтровать"
деструктивный контент.
Можно установить комплексные
антивирусные программы, блокирующие нежелательную информацию, настроить функцию
"безопасного поиска". У большинства известных интернет-браузеров
также имеются дополнительные настройки для блокировки всплывающих окон и сайтов.
По аналогии с правилом "не общаться с незнакомцами" стоит
остерегаться всего неизвестного и в интернете: не переходить по незнакомым
ссылкам, которые распространяются в свободном доступе, не принимать личные
сообщения от незнакомых аккаунтов. Стоит позаботиться и о своей защите от
спам-рассылок. Можно настроить антиспам-фильтрацию в почтовых аккаунтах,
добавить нежелательные адреса в черный список. Для дополнительной защиты детей
родителям можно посоветовать установить на устройства специальные системы
родительского контроля, а также предложить объяснять ребенку в доступной форме,
чем может быть опасно его неосторожное любопытство и посещение нежелательных
ресурсов.
Важнейшим способом противодействия влиянию деструктивного контента является диалог. Зачастую человека просто нужно спросить, все ли у него в порядке, чтобы он понимал, что, действительно, кому-то нужен. Важна и мысль, что информация, распространяемая онлайн, не всегда является достоверной, в ней надо сомневаться, не доверять сразу, не принимать "близко к сердцу".
Интернет, бесспорно, "вещь"
опасная. Однако опасен, например, и автомобиль. Но если вы умеете хорошо водить
машину, знаете ПДД и соблюдаете их, автомобиль превращается в удобное и
полезное средство передвижения. Так же и в нашем случае – умение пользоваться
интернетом и знание простых правил делают времяпрепровождение в сети безопасным
и продуктивным.