Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
(МАОУ СОШ № 20)
План
мероприятий («дорожная карта»)
внедрения целевой модели наставничества
в МАОУ СОШ № 20
1. Основные положения
План мероприятий («дорожная карта») разработана в соответствии с распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об
утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное
раскрытие
личности
наставляемого,
необходимое
для
успешной
личной
и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических
работников (далее – педагоги) в МАОУ СОШ № 20.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
улучшение показателей МАОУ СОШ № 20 в образовательной, социокультурной,
спортивной и других сферах;
подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями
которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность,
информационная насыщенность;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной
траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров;
создание
канала
эффективного
обмена
личностным,
жизненным
и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной
деятельности;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной
организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения.
2. Формы наставничества
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной
ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
В числе самых распространенных форм наставничества, включающих
множественные вариации в зависимости от условий реализации программы
наставничества, могут быть выделены пять:
«ученик – ученик»;
«учитель – учитель»;
«студент – ученик»;
«работодатель – ученик»;
«работодатель – студент».
Все
представленные
формы
могут
быть
использованы
не
только
для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для групповой
работы (один наставник – группа наставляемых), при которой круг задач, решаемых с
помощью программы наставничества и конкретной формы, остается прежним, но меняется
формат взаимодействия – все мероприятия проводятся коллективно с возможностью
дополнительной индивидуальной консультации.
Организация
работы
в
рамках
всех
пяти
форм
не
потребует
большого привлечения ресурсов и финансирования, так как все программы
предполагают использование внутренних ресурсов (кадровых, профессиональных)
образовательных организаций, за исключением возможного привлечения экспертов для
проведения первичного обучения наставников.
3. Этапы программы
Реализация программы наставничества в МАОУ СОШ № 20 рассчитана до 2024 года
и включает семь основных этапов.
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
Реализация программы наставничества в МАОУ СОШ № 20 производится
последовательно по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку
всех процессов.
Внешний контур образуют сотрудники средств массовой информации
некоммерческих организаций, в том числе работодатели, представители образовательных
организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов
власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители
региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты
и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.
Внутренний
контур
представляют
руководитель
и
администрация
МАОУ СОШ № 20, обучающиеся и их родители, молодые специалисты, педагоги, педагог
– психолог.
Очередность этапов представлена на рисунке.
4. Характеристика контингента школы
№
п/п
1
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.2
1.2.1
1.2.2
1.2.3
1.2.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Показатель
Численность обучающихся, чел.
в том числе:
численность обучающихся в 1-4
классах, чел.
из них:
обучающихся на «4» и «5», чел.
входящих
в
состав
органов
ученического самоуправления школы,
чел.
принимающих участие в деятельности
общественных организаций, чел.
состоящих
на
профилактических
учетах, чел.
численность обучающихся в 5-9
классах, чел.
из них:
обучающихся на «4» и «5», чел.
входящих
в
состав
органов
ученического самоуправления школы,
чел.
принимающих активное участие в
деятельности
общественных
организаций, чел.
состоящих
на
профилактических
учетах, чел.
Численность
педагогических
работников, чел.
в том числе:
численность педагогов с первой
квалификационной категорией, чел.
численность педагогов с высшей
квалификационной категорией, чел.
численность педагогов со стажем до 3
лет, чел.
численность педагогов со стажем
свыше 30 лет, чел.
численность педагогов в возрасте до
35 лет, чел.
01.09.2019
435
Значение
01.09.2020
451
219
206
175
169
0
0
0
0
0
0
216
245
86
65
71
12
15
12
0
0
0
6
5
22
30
15
15
1
1
3
6
7
7
6
8
01.09.2021
442
197
171
0
0
0
227
5
30
19
1
4
7
8
5. План мероприятий («дорожная карта») внедрения
целевой модели наставничества
2020 – 2024 г.г.
№
п/п
1
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Подготовка условий для запуска программы наставничества
Задача:
информирование о
запуске
программы
наставничества;
сбор
предварительных
запросов
от
потенциальных
наставляемых
и
выбор
соответствующих этим запросам аудитории для поиска наставников
Результат: определены необходимые ресурсы (кадровые, методические,
материально-техническая база и т. д.) и возможные источники их привлечения
(внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели
наставничества
1.1
Информирование педагогического
образовательной организации о
программы наставничества
1.2
сообщества
реализации
Сентябрь
2020
Меньшикова Ю.С.,
заместитель
директора школы
Информирование родительского сообщества о
планируемой
реализации
программы
наставничества
Сентябрь
2020
Меньшикова Ю.С.,
заместитель
директора школы
1.3
Встреча с обучающимися образовательной
организации с информированием о реализуемой
программе наставничества
Октябрь
2020
Стенникова Е.А.,
педагог - организатор
2
Формирование базы наставляемых
Задача: выявление конкретных проблем, обучающихся и педагогов образовательной
организации, которые можно решить с помощью наставничества
Результат: сформирована база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для
подбора кандидатов в наставники на следующем этапе
2.1
Проведение
анкетирования
среди
обучающихся/педагогов, желающих принять
участие в программе наставничества. Сбор
согласий на сбор и обработку персональных
данных от
совершеннолетних участников
программы
Ноябрь
2020
Стенникова Е.А.,
педагог - организатор
Сбор дополнительной информации о запросах,
наставляемых (обучающиеся/педагоги) от третьих
лиц:
классный
руководитель,
психолог,
социальный
педагог,
родители
(законные
представители). Сбор согласий на сбор и
Ноябрь
2020
Стенникова Е.А.,
педагог - организатор
2.2
обработку персональных данных от законных
представителей несовершеннолетних участников
2.3
Анализ полученных от наставляемых и третьих
лиц данных. Формирование базы наставляемых
3
Формирование базы наставников до 30 октября ежегодно
Задача: поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников
Результат: сформированы базы наставников, которые потенциально могут
участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах
этой и иных (по запросу и с разрешения наставников) образовательных организаций
3.1
Стенникова Е.А.,
Выбор форм наставничества, реализуемых в Сентябрь
2021 - 2024 педагог - организатор
рамках текущей программы наставничества
3.2
Оценка участников-наставляемых по заданным
параметрам,
необходимым
для
будущего Сентябрь
Стенникова Е.А.,
сравнения и мониторинга влияния программ на 2021 - 2024 педагог - организатор
всех участников
3.3
Проведение анкетирования среди потенциальных
Стенникова Е.А.,
наставников, желающих принять участие в Октябрь
программе наставничества. Сбор согласий на 2021 - 2024 педагог - организатор
сбор и обработку персональных данных
3.4
Анализ заполненных анкет потенциальных
Октябрь
Стенникова Е.А.,
наставников и сопоставление данных с анкетами
2021 - 2024 педагог - организатор
наставляемых. Формирование базы наставников
4
Отбор и обучение наставников до 15 ноября ежегодно
Задача: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников,
подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми
Результат: сформирована база готовых к работе наставников, подходящая для
конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной
организации
4.1
Оценка участников-наставников по заданным
параметрам,
необходимым
для
будущего
Ноябрь
Стенникова Е.А.,
2021
2024
педагог
- организатор
сравнения и мониторинга влияния программ на
всех участников
4.2
Проведение собеседования с наставниками
4.3
Ноябрь
Стенникова Е.А.,
Поиск экспертов и материалов для проведения
2021 - 2024 педагог - организатор
обучения наставников
4.4
Обучение наставников
5
Формирование наставнических пар или групп до 25 ноября ежегодно
Задача: формирование пар «наставник – наставляемый» либо группы из наставника и
нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям
Результат: сформированы наставнические пары или группы, готовые продолжить
работу в рамках программы
5.1
Стенникова Е.А.,
Организация групповой встречи наставников и Сентябрь
2021 - 2024 педагог - организатор
наставляемых
5.2
Проведение
анкетирования
Декабрь
2020
Стенникова Е.А.,
педагог - организатор
Ноябрь
Стенникова Е.А.,
2021 - 2024 педагог - организатор
Ноябрь
Стенникова Е.А.,
2021 - 2024 педагог - организатор
на
предмет
Октябрь
Стенникова Е.А.,
предпочитаемого
наставника/наставляемого 2021 - 2024 педагог - организатор
после завершения групповой встречи
5.3
Анализ анкет групповой встречи и соединение
Ноябрь
Стенникова Е.А.,
2021
2024
педагог
- организатор
наставников и наставляемых в пары
5.4
Информирование участников о сложившихся
Ноябрь
Стенникова Е.А.,
парах/группах.
Закрепление
пар/групп
распоряжением руководителя образовательной 2021 - 2024 педагог - организатор
организации
6
Организация работы наставнических пар или групп с 01 декабря ежегодно
Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре
или группе
Результат: сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные до
логического завершения, реализована цель программы наставничества для конкретной
наставнической пары или группы
6.1
Проведение первой, организационной, встречи Декабрь
Стенникова Е.А.,
2021 - 2024 педагог - организатор
наставника и наставляемого
6.2
Январь
Стенникова Е.А.,
Проведение второй, пробной рабочей, встречи
2021 - 2024 педагог - организатор
наставника и наставляемого
6.3
Проведение встречи-планирования рабочего
Январь
Стенникова Е.А.,
процесса в рамках программы наставничества с
2021 - 2024 педагог - организатор
наставником и наставляемым
6.4
Январь Стенникова Е.А.,
май
педагог - организатор
2021 - 2024
Регулярные встречи наставника и наставляемого
6.5
Сроки сбора обратной связи от участников Май 2021 –
Стенникова Е.А.,
2024
педагог - организатор
программы наставничества
6.6
Стенникова Е.А.,
Проведение заключительной встречи наставника Май 2021 2024
педагог
- организатор
и наставляемого
6.7
Проведение групповой заключительной встречи Май 2021 Стенникова Е.А.,
2024
педагог - организатор
всех пар и групп наставников и наставляемых
6.8
Анкетирование
участников.
Проведение
Май 2021 Стенникова Е.А.,
мониторинга
личной
удовлетворенности
2024
педагог - организатор
участием в программе наставничества
7
Завершение наставничества - до 31 июня ежегодно
Цель: усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам
наставничества людей, привлечь потенциальных наставников, будущих кураторов,
потенциальных компаний-партнеров
Задача: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в
целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого
публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения
лучших наставников.
Результат: достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие
наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности
образовательных организаций, запущен процесс пополнения базы наставников и
наставляемых
7.1
Стенникова Е.А.,
Приглашение на торжественное мероприятие Май 2021 –
2024
педагог - организатор
всех участников программы наставничества
7.2
Проведение торжественного мероприятия для
Май 2021 Стенникова Е.А.,
подведения итогов программы наставничества и
2024
педагог - организатор
награждения лучших наставников
7.3
Стенникова Е.А.,
Проведение мониторинга качества реализации Май 2021 2024
педагог - организатор
программы наставничества
7.4
Оценка участников по заданным параметрам,
проведение второго, заключающего этапа Май 2021 Стенникова Е.А.,
2024
педагог - организатор
мониторинга влияния программ на всех
участников
7.5
Оформление итогов и процессов совместной
Май 2021 –
Стенникова Е.А.,
работы в рамках программы наставничества в
2024
педагог - организатор
кейсы
7.6
Публикация
результатов
программы
Июнь 2021 - Стенникова Е.А.,
наставничества, лучших наставников, кейсов на
2024
педагог - организатор
сайте образовательной организации
7.7
Внесение данных об итогах реализации
Июнь 2021 - Стенникова Е.А.,
программы наставничества в базу наставников и
2024
педагог - организатор
базу наставляемых
7.8
Формирование долгосрочной базы наставников
Июнь 2021 - Стенникова Е.А.,
2024
педагог - организатор
5. Перспективные результаты внедрения целевой модели наставничества
Внедрение модели наставничества и систематическая реализация мероприятий
обеспечит:
улучшение показателей школы в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах;
подготовку обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержку формирования и реализации индивидуальной образовательной
траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации
педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
привлечение общественности, региональных предприятий и организаций к участию
в реализации программ наставничества.
В результате реализации программам наставничества обеспечен охват данными
программами:
6. База наставляемых
№
ФИО
наставляемо
го
Контактные
данные для
связи
(данные
представител
я)
Год
рождения
наставляемог
о
Основной
запрос
наставляемого
Дата
вхождения в
программу
ФИО
наставника
Форма
наставничест
ва
Место
работы/уче
бы
наставника
Дата
завершен
ия
программ
ы
Результаты
программы
Ссылка на
кейс/отзыв
наставляемого,
размещенные
на сайте
организации
Отметка о
прохождении
программы
1.
2.
7. База наставников
№
1.
2.
ФИО
наставника
Контактн
ые
данные
для связи
Место
работы/у
чебы
наставни
ка
Основные
компетенци
и
наставника
Важные для
программы
достижение
наставника
Интерес
ы
наставн
ика
Желаемый
возраст
наставляем
ых
Ресурс
времени на
программу
наставниче
ства
Дата
вхожде
ния в
програм
му
ФИО
наставляе
мого
(наставля
емых)
Форма
наставн
ичества
Место
работы/
учебы
наставл
яемого
Дата
заверше
ния
програм
мы
Резул
ьтаты
прогр
аммы
Ссылка на
кейс/отзыв
наставника,
размещение
на сайте
организации