_Дорожная карта - наставничество

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
(МАОУ СОШ № 20)

План
мероприятий («дорожная карта»)
внедрения целевой модели наставничества
в МАОУ СОШ № 20
1. Основные положения
План мероприятий («дорожная карта») разработана в соответствии с распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об
утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное
раскрытие
личности
наставляемого,
необходимое
для
успешной
личной
и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических
работников (далее – педагоги) в МАОУ СОШ № 20.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
улучшение показателей МАОУ СОШ № 20 в образовательной, социокультурной,
спортивной и других сферах;
подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями
которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность,
информационная насыщенность;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной
траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров;
создание
канала
эффективного
обмена
личностным,
жизненным
и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной
деятельности;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной
организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения.

2. Формы наставничества
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной
ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
В числе самых распространенных форм наставничества, включающих
множественные вариации в зависимости от условий реализации программы
наставничества, могут быть выделены пять:
«ученик – ученик»;
«учитель – учитель»;
«студент – ученик»;
«работодатель – ученик»;
«работодатель – студент».
Все
представленные
формы
могут
быть
использованы
не
только
для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для групповой
работы (один наставник – группа наставляемых), при которой круг задач, решаемых с
помощью программы наставничества и конкретной формы, остается прежним, но меняется
формат взаимодействия – все мероприятия проводятся коллективно с возможностью
дополнительной индивидуальной консультации.
Организация
работы
в
рамках
всех
пяти
форм
не
потребует
большого привлечения ресурсов и финансирования, так как все программы
предполагают использование внутренних ресурсов (кадровых, профессиональных)
образовательных организаций, за исключением возможного привлечения экспертов для
проведения первичного обучения наставников.
3. Этапы программы
Реализация программы наставничества в МАОУ СОШ № 20 рассчитана до 2024 года
и включает семь основных этапов.
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
Реализация программы наставничества в МАОУ СОШ № 20 производится
последовательно по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку
всех процессов.
Внешний контур образуют сотрудники средств массовой информации
некоммерческих организаций, в том числе работодатели, представители образовательных
организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов
власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители
региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты
и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.

Внутренний
контур
представляют
руководитель
и
администрация
МАОУ СОШ № 20, обучающиеся и их родители, молодые специалисты, педагоги, педагог
– психолог.
Очередность этапов представлена на рисунке.

4. Характеристика контингента школы
№
п/п
1
1.1

1.1.1
1.1.2

1.1.3
1.1.4
1.2

1.2.1
1.2.2

1.2.3

1.2.4
2

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Показатель
Численность обучающихся, чел.
в том числе:
численность обучающихся в 1-4
классах, чел.
из них:
обучающихся на «4» и «5», чел.
входящих
в
состав
органов
ученического самоуправления школы,
чел.
принимающих участие в деятельности
общественных организаций, чел.
состоящих
на
профилактических
учетах, чел.
численность обучающихся в 5-9
классах, чел.
из них:
обучающихся на «4» и «5», чел.
входящих
в
состав
органов
ученического самоуправления школы,
чел.
принимающих активное участие в
деятельности
общественных
организаций, чел.
состоящих
на
профилактических
учетах, чел.
Численность
педагогических
работников, чел.
в том числе:
численность педагогов с первой
квалификационной категорией, чел.
численность педагогов с высшей
квалификационной категорией, чел.
численность педагогов со стажем до 3
лет, чел.
численность педагогов со стажем
свыше 30 лет, чел.
численность педагогов в возрасте до
35 лет, чел.

01.09.2019
435

Значение
01.09.2020
451

219

206

175

169

0

0

0

0

0

0

216

245

86

65

71

12

15

12

0

0

0

6

5

22

30

15

15

1

1

3

6

7

7

6

8

01.09.2021
442
197

171
0

0
0
227

5
30

19
1
4
7
8

5. План мероприятий («дорожная карта») внедрения
целевой модели наставничества
2020 – 2024 г.г.
№
п/п

1

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Подготовка условий для запуска программы наставничества
Задача:
информирование о
запуске
программы
наставничества;
сбор
предварительных
запросов
от
потенциальных
наставляемых
и
выбор
соответствующих этим запросам аудитории для поиска наставников
Результат: определены необходимые ресурсы (кадровые, методические,
материально-техническая база и т. д.) и возможные источники их привлечения
(внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели
наставничества

1.1

Информирование педагогического
образовательной организации о
программы наставничества

1.2

сообщества
реализации

Сентябрь
2020

Меньшикова Ю.С.,
заместитель
директора школы

Информирование родительского сообщества о
планируемой
реализации
программы
наставничества

Сентябрь
2020

Меньшикова Ю.С.,
заместитель
директора школы

1.3

Встреча с обучающимися образовательной
организации с информированием о реализуемой
программе наставничества

Октябрь
2020

Стенникова Е.А.,
педагог - организатор

2

Формирование базы наставляемых
Задача: выявление конкретных проблем, обучающихся и педагогов образовательной
организации, которые можно решить с помощью наставничества
Результат: сформирована база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для
подбора кандидатов в наставники на следующем этапе

2.1

Проведение
анкетирования
среди
обучающихся/педагогов, желающих принять
участие в программе наставничества. Сбор
согласий на сбор и обработку персональных
данных от
совершеннолетних участников
программы

Ноябрь
2020

Стенникова Е.А.,
педагог - организатор

Сбор дополнительной информации о запросах,
наставляемых (обучающиеся/педагоги) от третьих
лиц:
классный
руководитель,
психолог,
социальный
педагог,
родители
(законные
представители). Сбор согласий на сбор и

Ноябрь
2020

Стенникова Е.А.,
педагог - организатор

2.2

обработку персональных данных от законных
представителей несовершеннолетних участников
2.3

Анализ полученных от наставляемых и третьих
лиц данных. Формирование базы наставляемых

3

Формирование базы наставников до 30 октября ежегодно
Задача: поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников
Результат: сформированы базы наставников, которые потенциально могут
участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах
этой и иных (по запросу и с разрешения наставников) образовательных организаций

3.1

Стенникова Е.А.,
Выбор форм наставничества, реализуемых в Сентябрь
2021 - 2024 педагог - организатор
рамках текущей программы наставничества

3.2

Оценка участников-наставляемых по заданным
параметрам,
необходимым
для
будущего Сентябрь
Стенникова Е.А.,
сравнения и мониторинга влияния программ на 2021 - 2024 педагог - организатор
всех участников

3.3

Проведение анкетирования среди потенциальных
Стенникова Е.А.,
наставников, желающих принять участие в Октябрь
программе наставничества. Сбор согласий на 2021 - 2024 педагог - организатор
сбор и обработку персональных данных

3.4

Анализ заполненных анкет потенциальных
Октябрь
Стенникова Е.А.,
наставников и сопоставление данных с анкетами
2021 - 2024 педагог - организатор
наставляемых. Формирование базы наставников

4

Отбор и обучение наставников до 15 ноября ежегодно
Задача: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников,
подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми
Результат: сформирована база готовых к работе наставников, подходящая для
конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной
организации

4.1

Оценка участников-наставников по заданным
параметрам,
необходимым
для
будущего
Ноябрь
Стенникова Е.А.,
2021
2024
педагог
- организатор
сравнения и мониторинга влияния программ на
всех участников

4.2

Проведение собеседования с наставниками

4.3

Ноябрь
Стенникова Е.А.,
Поиск экспертов и материалов для проведения
2021 - 2024 педагог - организатор
обучения наставников

4.4

Обучение наставников

5

Формирование наставнических пар или групп до 25 ноября ежегодно
Задача: формирование пар «наставник – наставляемый» либо группы из наставника и
нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям
Результат: сформированы наставнические пары или группы, готовые продолжить
работу в рамках программы

5.1

Стенникова Е.А.,
Организация групповой встречи наставников и Сентябрь
2021 - 2024 педагог - организатор
наставляемых

5.2

Проведение

анкетирования

Декабрь
2020

Стенникова Е.А.,
педагог - организатор

Ноябрь
Стенникова Е.А.,
2021 - 2024 педагог - организатор

Ноябрь
Стенникова Е.А.,
2021 - 2024 педагог - организатор

на

предмет

Октябрь

Стенникова Е.А.,

предпочитаемого
наставника/наставляемого 2021 - 2024 педагог - организатор
после завершения групповой встречи
5.3

Анализ анкет групповой встречи и соединение
Ноябрь
Стенникова Е.А.,
2021
2024
педагог
- организатор
наставников и наставляемых в пары

5.4

Информирование участников о сложившихся
Ноябрь
Стенникова Е.А.,
парах/группах.
Закрепление
пар/групп
распоряжением руководителя образовательной 2021 - 2024 педагог - организатор
организации

6

Организация работы наставнических пар или групп с 01 декабря ежегодно
Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре
или группе
Результат: сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные до
логического завершения, реализована цель программы наставничества для конкретной
наставнической пары или группы

6.1

Проведение первой, организационной, встречи Декабрь
Стенникова Е.А.,
2021 - 2024 педагог - организатор
наставника и наставляемого

6.2

Январь
Стенникова Е.А.,
Проведение второй, пробной рабочей, встречи
2021 - 2024 педагог - организатор
наставника и наставляемого

6.3

Проведение встречи-планирования рабочего
Январь
Стенникова Е.А.,
процесса в рамках программы наставничества с
2021 - 2024 педагог - организатор
наставником и наставляемым

6.4

Январь Стенникова Е.А.,
май
педагог - организатор
2021 - 2024

Регулярные встречи наставника и наставляемого

6.5

Сроки сбора обратной связи от участников Май 2021 –
Стенникова Е.А.,
2024
педагог - организатор
программы наставничества

6.6

Стенникова Е.А.,
Проведение заключительной встречи наставника Май 2021 2024
педагог
- организатор
и наставляемого

6.7

Проведение групповой заключительной встречи Май 2021 Стенникова Е.А.,
2024
педагог - организатор
всех пар и групп наставников и наставляемых

6.8

Анкетирование
участников.
Проведение
Май 2021 Стенникова Е.А.,
мониторинга
личной
удовлетворенности
2024
педагог - организатор
участием в программе наставничества

7

Завершение наставничества - до 31 июня ежегодно
Цель: усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам
наставничества людей, привлечь потенциальных наставников, будущих кураторов,
потенциальных компаний-партнеров
Задача: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в
целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого
публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения
лучших наставников.
Результат: достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие
наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности
образовательных организаций, запущен процесс пополнения базы наставников и
наставляемых

7.1

Стенникова Е.А.,
Приглашение на торжественное мероприятие Май 2021 –
2024
педагог - организатор
всех участников программы наставничества

7.2

Проведение торжественного мероприятия для
Май 2021 Стенникова Е.А.,
подведения итогов программы наставничества и
2024
педагог - организатор
награждения лучших наставников

7.3

Стенникова Е.А.,
Проведение мониторинга качества реализации Май 2021 2024
педагог - организатор
программы наставничества

7.4

Оценка участников по заданным параметрам,
проведение второго, заключающего этапа Май 2021 Стенникова Е.А.,
2024
педагог - организатор
мониторинга влияния программ на всех
участников

7.5

Оформление итогов и процессов совместной
Май 2021 –
Стенникова Е.А.,
работы в рамках программы наставничества в
2024
педагог - организатор
кейсы

7.6

Публикация
результатов
программы
Июнь 2021 - Стенникова Е.А.,
наставничества, лучших наставников, кейсов на
2024
педагог - организатор
сайте образовательной организации

7.7

Внесение данных об итогах реализации
Июнь 2021 - Стенникова Е.А.,
программы наставничества в базу наставников и
2024
педагог - организатор
базу наставляемых

7.8

Формирование долгосрочной базы наставников

Июнь 2021 - Стенникова Е.А.,
2024
педагог - организатор

5. Перспективные результаты внедрения целевой модели наставничества
Внедрение модели наставничества и систематическая реализация мероприятий
обеспечит:
улучшение показателей школы в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах;
подготовку обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержку формирования и реализации индивидуальной образовательной
траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации
педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
привлечение общественности, региональных предприятий и организаций к участию
в реализации программ наставничества.
В результате реализации программам наставничества обеспечен охват данными
программами:

6. База наставляемых
№

ФИО
наставляемо
го

Контактные
данные для
связи
(данные
представител
я)

Год
рождения
наставляемог
о

Основной
запрос
наставляемого

Дата
вхождения в
программу

ФИО
наставника

Форма
наставничест
ва

Место
работы/уче
бы
наставника

Дата
завершен
ия
программ
ы

Результаты
программы

Ссылка на
кейс/отзыв
наставляемого,
размещенные
на сайте
организации

Отметка о
прохождении
программы

1.
2.

7. База наставников
№

1.
2.

ФИО
наставника

Контактн
ые
данные
для связи

Место
работы/у
чебы
наставни
ка

Основные
компетенци
и
наставника

Важные для
программы
достижение
наставника

Интерес
ы
наставн
ика

Желаемый
возраст
наставляем
ых

Ресурс
времени на
программу
наставниче
ства

Дата
вхожде
ния в
програм
му

ФИО
наставляе
мого
(наставля
емых)

Форма
наставн
ичества

Место
работы/
учебы
наставл
яемого

Дата
заверше
ния
програм
мы

Резул
ьтаты
прогр
аммы

Ссылка на
кейс/отзыв
наставника,
размещение
на сайте
организации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».