РП ОДНКНР 5-6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
МАОУ СОШ № 20

РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

приказом директора МАОУ СОШ №20

протокол № 9 от «29» августа 2024 г.

№ 253 от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5-6 классы

Первоуральск, 2024

1

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(ОДНКНР)

Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы
воспитания.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования,
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на
уровне основного общего образования, необходимость формирования
межпредметных связей. Учебный курс «Основы духовно- нравственной
культуры народов России» носит культурологический и воспитательный
характер, главный результат обучения ОДНКНР – духовно- нравственное
развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают
представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной
культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его
духовно- нравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
2. Цели изучения учебного курса «ОДНКНР»

Цели изучения предмета «ОДНКНР» в основной школе состоят в:
- формировании общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновении и мирного сосуществования народов, религий,
национальных культур;
- создании условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к
осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
- формировании и сохранении уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификации собственной личности как полноправного субъекта
2

культурного,
Федерации.

исторического

и

цивилизационного

развития

Российской

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»

5 класс.
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом».
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом – Россия.
Россия – многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов
мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей. Русский язык –
основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов
России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России.
Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства
России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями
общества.
3

Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях
России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию
человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности».
Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей.
Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.Семейные традиции народов
России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция
ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного
поэтического творчества (сказки, поговорки и другие) о семье и семейных
обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи.
Роль домашнего труда.
4

Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей
семье (с использованием фотографий, книг, писем и другого). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности».
Тема 17. Личность – общество – культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества.
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных
ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры. Культура как
духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация
ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции
и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда
кактворческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность
в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России».
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи – часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и
его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации
как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
5

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные
причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина –
часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как
свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов
России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. Историянарода
в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос
и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и
нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его
литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие). Рассказ о
бытовых традициях своей семьи,народа,региона.
Доклад
с использованием разнообразного зрительного ряда и других
источников.
Тема 31. Культурная карта России.
Тема 32. Единство страны – залог будущего России.
Россия – единая страна. Русский мир.
Общая история, сходство культурных традиций.
Содержание обучения в 6 классе.
Тематический блок 1.
«Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
6

Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ
жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в
разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда.
Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его
механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности
общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных
этапах в истории образования.
Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и
свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской
Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.Мир религий
в истории. Религии народов России сегодня.Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно- нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры
народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре».
7

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество
как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальноеизмерение
человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
обществои религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества».
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность. Общественная
оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в
мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
8

Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как
отражение
его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной
культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих
профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и
общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в
деятельностиучёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
4. Тематический блок
«Родина и патриотизм».
Тема 25. Гражданин.
9

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность
патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом.
Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия – наша Родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое
занятие). Какими качествами должен обладать человек как
гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или
класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека.
Тема 31. Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

10

4. Планируемые результаты освоения программы по ОДНКНР

на уровне основного общего образования
Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания,развития и социализации обучающихся средствами учебного курса.
Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой
систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы
по ОДНКНР.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают:
осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
В результате изучения курса ОДНКНР на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
патриотического воспитания:
самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через
представления об исторической роли культур народов России, традиционных
религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности;
гражданского воспитания:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Россиии
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
11

сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию;
ценности познавательной деятельности:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР включают
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
12

В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные

13

действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
познавательныеуниверсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и
проводить выводы (логические универсальные учебные действия);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для
решения
учебных
и
познавательных
задач
(знаковосимволические/моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к
овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
коммуникативныеуниверсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное
сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(информационнокоммуникационная компетентность).
У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные
универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
14

5. Тематическое планирование

5 класс (35 час.)
№
урока

1
2
3

Тема урока

к-во
час.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» - 10ч.

Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»?
Наш дом — Россия
Язык и история

1
1
1

4

Русский язык — язык общения и язык
возможностей

1

5

Истоки родной культуры

1

6

Материальная культура

1

7

Духовная культура

1

8

Культура и религия

1

9

Культура и образование

1

10

Многообразие культур России
(практическое занятие)

1

ЦЭОР

https://znanio.ru/media/
prezentatsiya-poodnknr-tema-1-velichiemnogonatsionalnojrossijskoj-kulturyuchebnik-pod-rednfvinogradovoj2628316
https://uchitelya.com/or
kse/150272prezentaciya-osnovyduhovno-nravstvennoykultury-narodov-rossii5-klass.html
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч.
11

Семья — хранитель духовных ценностей

1

12

Родина начинается с семьи

1

13

Традиции семейного воспитания в России

1

14

Образ семьи в культуре народов России

1

15

Труд в истории семьи

1

16

1
Семья в современном мире
(практическое занятие)
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч.

17

Личность — общество — культура

1

18

Духовный мир человека. Человек — творец
культуры

1

19

Личность и духовно-нравственные ценности

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

Тематический блок 4. «Культурное единство России» - 16ч

15

20

Историческая
память
нравственная ценность

21

Литература как язык культуры

1

22

Взаимовлияние культур

1

23

1

24

Духовно-нравственные ценности
российского народа
Регионы России: культурное многообразие

25

Праздники в культуре народов России

1

26

Памятники в культуре народов России

1

27

Музыкальная культура народов России

1

28

Изобразительное
искусство народов
России
Фольклор и литература народов России

1

1

32

Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом (практическое занятие)
Культурная карта России
(практическое занятие)
Единство страны — залог будущего России

33-34

Урок повторения и обобщения

2

35

Промежуточная аттестация

1

29
30
31

как

духовно-

1

1

1

1

https://resh.edu.ru/

https://znanio.ru/media/
prezentatsiya-poodnknr-tema-1velichiemnogonatsionalnojrossijskoj-kulturyuchebnik-pod-rednfvinogradovoj2628316

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1/56

комплект
интерактивных карт

1

16

6 класс (35ч.)
Тема урока
№
кол.
Дата по плану
урока
час.
дата факт.
Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч.
1

Мир культуры: его структура

1

2

Культура России: многообразие регионов

1

3

История быта как историякультуры

1

4

Прогресс: технический и социальный

1

5

Образование в культуре народов России

1

6

Права и обязанности человека

1

7

Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие
Современный
мир:
самое
важное
(практическое занятие)

1

8

9
10
11
12
13
14

https://znanio.ru/media/
prezentatsiya-poodnknr-tema-1velichiemnogonatsionalnojrossijskoj-kulturyuchebnik-pod-rednfvinogradovoj2628316

1

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» - 6 ч.
1
Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека
1
Взросление человека в культуре народов
России
1
Религия как источник нравственности
Наука как источник знанияо человеке и
человеческом
Этика и нравственность как категории
духовной культуры
Самопознание(практическое занятие)

1
1
1

Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч.
15

Труд делает человека человеком

1

16

Подвиг: как узнать героя?

1

17

Люди
в
обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние
Проблемы современного общества как
отражение его духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений
Гуманизм как сущностная характеристика
духовно- нравственной культуры народов

1

18

19
20

http://atlas100.ru/
https://navigatum.ru/
https://moeobrazovanie
.ru/

1
https://profilum.ru/
1

https://proektoria.online

1

17

21

22
23

24

России
Социальные профессии; их важность для
сохранения духовно-нравственного облика
общества
Выдающиеся благотворите- ли в истории .
Благотворительность как нравственный долг
Выдающиеся учёные России. Наука как
источник социального и духовного
прогресса общества
Моя профессия (практическое занятие)

/https://proekt-pro.ru/
1
http://profvibor.ru/
1
1

https://prof.foxford.ru/?
utm_source=yandex&ut
m_medium=cpc&utm_
campaign=acq_all_mid
_prof-searchdesktop&utm_term=пр
офориентация&utm_c
ontent=14289478169&
placement=none&netw
ork=search&yclid=675
9939097731268607

26

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 11 ч.
1
https://resh.edu.ru/speci
Гражданин
al-course/1/1
1
Патриотизм

27

Защита Родины: подвиг или долг?

1

28

Государство .
Россия — наша Родина

1

25

29
30

Гражданская
идентичность
(практическое занятие)
Моя школа и
мой класс
(практическое занятие)

33

Человек: какой он? (практическое
занятие)
Человек и культура (практическое
занятие)
Повторение и обобщение

34

Промежуточная аттестация

35

Итоговый урок

31
32

https://www.prodlenka.
1
1
1

org/metodicheskierazrabotki/544738interaktivnaja-igra-popatrioticheskomu-vospi

1
1

18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс /Виноградова Н.Ф.,
Власенко В.И., Поляков А.В. «Вентана-Граф» 2020;
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6-й класс: учебник: издание в
pdf-формате/ Н. Ф. Виноградова, Т.Э. Мариносян. – 2-е изд., стер. – Москва:
Просвещение, 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» // Система учебников «Алгоритм успеха».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.1september.ru/ru/ http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный
портал.
Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru
Библиотека античной литературы - http://сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура - http://artclassic.edu.ru
Киноуроки в школах России: https://kinouroki.org/?ysclid=lniwiqo3az34301246

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».