Положение ФОС

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
(МАОУ СОШ № 20)

Принято на Педагогическом совете
протокол от 24.09.2018 № 2

Утверждено приказом директора школы
от 09.11.2018 № 474

Положение о формировании фонда оценочных средств
для проведения текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
«Средняя общеобразовательная школа № 20»

1. Общие положения
1.1.
Положение о формировании фонда оценочных средств (далее ФОС) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 20 составлено в соответствии с:
–Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
–Федеральными государственными образовательными стандартами;
–Уставом школы;
–Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и
осуществлении текущего контроля их успеваемости в МАОУ СОШ № 20.
1.2. ФОС по предмету, курсу, дисциплине является неотъемлемой
частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества
освоения обучающимися основной образовательной программы НОО, ООО,
СОО и обеспечивает повышение качества образовательной деятельности
школы.
1.3. ФОС по предмету, курсу, дисциплине представляет собой
совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения
уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения.
1.4. ФОС по предмету, курсу, дисциплине используется при
проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся.
1.5. ФОС входит в состав учебно-методического комплекса предмета
(курса) (далее – УМКП).
1

1.6. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми
участниками образовательной деятельности, обеспечивающими реализацию
основных общеобразовательных программ.
1.7. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и
требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру
согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее ФОС) для контроля сформированности знаний, умений и уровня
приобретённых компетенций обучающихся по учебным дисциплинам,
модулям, реализуемым в МАОУ СОШ № 20.
1.8. Фонд оценочных средств является составной частью основной
образовательной программы школы.
2. Цель и задачи создания фонда оценочных средств
2.1. Целью создания ФОС учебного предмета, курса, дисциплины
является установление соответствия уровня подготовки обучающихся на
данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебного предмета,
курса, дисциплины.
2.2. Задачи ФОС по предмету, курсу, дисциплине:
- контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых
знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,
определенных в ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФК ГОС;
- контроль и управление достижением целей реализации ООП;

- оценка достижений учащихся в процессе изучения предмета, курса,
дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и
планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;
- обеспечение соответствия результатов обучения через совершенствование
традиционных и внедрение инновационных методов обучения в
образовательную деятельность школы.
3. Задачи фонда оценочных средств
3.1. Фонд оценочных средств является составной частью нормативнометодического
обеспечения системы оценки качества освоения
обучающимися общеобразовательных программ. Оценка качества освоения
обучающимися основных образовательных программ включает текущий
контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую
аттестацию обучающихся.
2

3.2. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей образовательной
программы создаются настоящие фонды оценочных средств для проведения
текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной
аттестации
обучающихся.
3.2.1 Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение
учебного года
согласно «Положению о проведении промежуточной
аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в
МАОУ СОШ № 20». Данный вид контроля стимулирует у обучающихся
стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной
дисциплины, овладению компетенциями. Совокупность оценок по текущему
контролю знаний является основой четвертной или полугодовой отметки.
3.2.2 Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине
(контрольная работа, тест, зачет, экзамен по отдельной дисциплине)
осуществляется в рамках завершения изучения дисциплины и позволяет
определить качество усвоения изученного материала.
3.3.3
Итоговая
государственная
аттестация
обучающихся
осуществляется по окончании курса обучения согласно «Положению об
итоговой государственной аттестации обучающихся».
3.3. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и
управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний,
умений и навыков, определенных по соответствующему направлению
подготовки в качестве результатов освоения программ учебных предметов.
3.4. Фонд оценочных средств
формируется на основе ключевых
принципов оценивания:
–объекты оценки должны соответствовать поставленным образовательными
программами целям обучения;
–использование единообразных стандартов и критериев для оценивания
достижений;
–получение объективных и достоверных результатов при проведении
контроля с различными целями
3.5. Основными свойствами ФОС являются:
–предметная направленность (соответствие предмету изучения конкретной
учебной дисциплины);
–содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц, образующих
содержание теоретической и практической составляющих учебной
дисциплины);
–объем (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС);
3

–качество оценочных средств и ФОС в целом, обеспечивающее получение
объективных и достоверных результатов при проведении контроля с
различными целями.
4. Разработка фонда оценочных средств
4.1. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
разрабатываются по каждому предмету учебного плана учителямипредметниками. Фонд оценочных средств для контроля на уровне
администрации разрабатывается заместителем директора по учебной работе
и руководителями школьных методических объединений.
4.2. Общее руководство разработкой фондов оценочных средств
осуществляет заместитель директора по учебной работе.
4.3. Ответственность за разработку комплектов оценочных средств по
предмету несёт учитель-предметник. Ответственность за подбор комплекса
оценочных средств на уровне школы для проведения промежуточной
аттестации несет заместитель директора по учебной работе.
4.4. При составлении, согласовании и утверждении фонда оценочных
средств должно быть обеспечено его соответствие:
–Федеральному государственному образовательному стандарту;
–основной образовательной программе и учебному плану;
–рабочей программе учебной дисциплины;
–образовательным технологиям, используемым в преподавании данной
учебной дисциплины, модуля.
5. Структура и содержание фонда оценочных средств
5.1. Фонд оценочных средств разрабатывается для оценки освоения
основных образовательных программ, в том числе адаптированных, и должен
являться действенным средством не только оценки, но и обучения.
5.2. Структурными элементами фонда оценочных средств являются
комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждому
учебному предмету, курсу, модулю, входящим в учебный план в
соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования и ФКГОС.
5.3. Комплекты контрольно-оценочных средств по каждой учебной
дисциплине, модулю включают в себя контрольно-оценочные материалы
(КОМ), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных
компетенций. Каждый оценочный материал (задания) должен обеспечивать
4

проверку освоения конкретных компетенций и (или) их элементов: знаний,
умений.
5.4. Контрольно-оценочные средства включают в себя типовые задания,
контрольные работы, тесты, творческие работы, нестандартные задания,
наборы проблемных ситуаций, сценариев деловых игр и другие оценочные
средства, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных
компетенций.
5.5. Структурными элементами фонда оценочных средств по предмету,
курсу, дисциплине являются:
а) титульный лист (Приложение 1)
б) Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной
аттестации (Приложение 2);
в) Примерный перечень оценочных средств (Приложение 3).
5.6. Стандартизированные задания тестовой формы для проведения
промежуточной аттестации оформляются с учетом следующих требований
–текстовый редактор MS Word, формат файла – doc;
–текст файла с набором заданий по теме должен иметь специальную
разметку, в которой различаются: текст задания, верный ответ;
–в комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы
тестовых заданий, а именно: выбор одного варианта ответа из предложенного
множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного
множества, задания на установление соответствия, задание на установление
правильной последовательности, задание на заполнение пропущенного
ключевого слова (открытая форма задания), графическая форма тестового
задания;
–на каждый проверяемый учебный элемент по теме должно быть не менее
одного тестового задания.
5.7. Комплект других оценочных материалов (нестандартных задач
(заданий), наборы проблемных ситуаций, сценарии деловых игр и т.п.) также
должен быть структурирован в соответствии с содержанием программы
учебных предметов.

6. Процедура экспертизы
и согласования фонда тестовых заданий
6.1. Создаваемые комплекты контрольно-оценочных средств должны
проходить согласование на заседаниях школьных методических
объединений.
5

6.2.Эталоны критериального оценивания различных видов оценочных
материалов обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются
директором школы.
6.3. Решение об изменении, включении новых оценочных средств в
ФОС принимается на заседании школьных методических объединений,
отражается в листе регистрации изменений в комплекте КОС и оформляется
протоколом заседания педагогического совета.
7. Ответственность за разработку
и хранение фонда оценочных средств
7.1.Ответственность за координацию действий педагогов по созданию
ФОС по образовательным программам возлагается на заместителя директора
по учебной работе.
7.2.Ответственность за разработку комплектов КОС по предметам несет
руководитель методического объединения.
7.3.Непосредственным исполнителем разработки комплекта КОС по
предмету
является
учитель-предметник.
Комплект
КОС
может
разрабатываться коллективом авторов в рамках одной предметной области.
7.4.Один печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств
хранится в составе УМК по учебному предмету в учебном кабинете, второй в администрации в течение одного учебного года.
7.5. Электронный вариант фонда оценочных средств хранится в
электронной базе данных.
7.6. Авторы-разработчики несут ответственность за нераспространение
контрольно-оценочных материалов среди обучающихся.
7.7. Фонд оценочных средств, реализуемый в школе, является
собственностью школы.

6

Приложение № 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
(МАОУ СОШ № 20)
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол от ___.___.20___ года №

Утверждено приказом директора
МАОУ СОШ № 20
от ___.__.20___ года № ___

ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебному предмету _________________________________
Классы:_______________________

Учитель: ФИО

г.Первоуральск
7

Приложение № 2
Фонд оценочных средств
для проведения текущей и промежуточной аттестации
по _________________________
(______________ общее образование)
№
п/п

Наименование КОМ

Разработчик
___ класс

1
2
3
4
5
___ класс
1
2
3
4
5
___ класс
1
2
3
4

8

Приложение № 3
Примерный перечень оценочных средств
№
п/п
1
1

Наименовани
е оценочного Краткая характеристика оценочного средства
средства
2
3
Контрольная
Средство проверки умений применять полученные
работа
знания для решения задач определенного типа по теме
или разделу

Представление
оценочного
средства в фонде
4
Комплект
контрольных
заданий
по
вариантам
Целевая подборка работ учащегося, раскрывающая его Структура
индивидуальные образовательные достижения в одной портфолио
или нескольких учебных дисциплинах, во внеурочной
деятельности.
Конечный продукт, получаемый в результате Темы
групповых
планирования и выполнения комплекса учебных и и/или
исследовательских заданий. Позволяет оценить умения индивидуальных
обучающихся самостоятельно конструировать свои проектов
знания в процессе решения практических задач и
проблем,
ориентироваться
в
информационном
пространстве
и
уровень
сформированности
аналитических, исследовательских навыков, навыков
практического и творческого мышления. Может
выполняться в индивидуальном порядке или группой
обучающихся.
Дидактический комплекс, предназначенный для Образец тетради
самостоятельной
работы
обучающегося
и
позволяющий оценивать уровень усвоения им
учебного материала.

2

Портфолио

3

Проект

4

Рабочая
тетрадь,
зачетная
тетрадь,
комплексная
тетрадь для
контроля
знаний и т.п.
Разноуровнев Различают задачи и задания:
Комплект
а)
репродуктивного
уровня,
позволяющие
ые задачи и
разноуровневых
оценивать
и
диагностировать
знание
фактического
задания
задач и заданий
материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и
умение правильно использовать специальные термины
и понятия, узнавание объектов изучения в рамках
определенного раздела дисциплины;
б) реконструктивного уровня, позволяющие
оценивать и диагностировать умения синтезировать,
анализировать, обобщать фактический и теоретический
материал с формулированием конкретных выводов,
установлением причинно-следственных связей;
в) творческого уровня, позволяющие оценивать и

5

9

6

Реферат

7

Доклад,
сообщение

8

Творческое
задание

9

Тест

10

Тренажер

11

Эссе

12

Нормативы
по
физической
культуре

диагностировать умения, интегрировать знания
различных областей, аргументировать собственную
точку зрения.
Продукт
самостоятельной
работы
учащегося,
представляющий собой краткое изложение в
письменном
виде
полученных
результатов
теоретического
анализа определенной научной
(учебно-исследовательской)
темы,
где
автор
раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит
различные точки зрения, а также собственные взгляды
на нее.
Продукт
самостоятельной
работы
учащегося,
представляющий собой публичное выступление по
представлению полученных результатов решения
определенной
учебно-практической,
учебноисследовательской или научной темы
Частично регламентированное задание, имеющее
нестандартное
решение
и
позволяющее
диагностировать умения, интегрировать знания
различных областей, аргументировать собственную
точку зрения. Может выполняться в индивидуальном
порядке или группой обучающихся.
Система стандартизированных заданий, позволяющая
автоматизировать процедуру измерения уровня знаний
и умений обучающегося.
Техническое
средство,
которое
может
быть
использовано
для
контроля
приобретенных
учащимися навыков и умений.

Темы рефератов

Темы
докладов,
сообщений

Темы
групповых
и/или
индивидуальных
творческих заданий
Комплект
тестовых заданий

Комплект заданий
для
работы
на
тренажере
Средство, позволяющее оценить умение обучающегося Тематика эссе
письменно излагать суть поставленной проблемы,
самостоятельно проводить анализ этой проблемы с
использованием
концепций
и
аналитического
инструментария соответствующей дисциплины, делать
выводы, обобщающие авторскую позицию по
поставленной проблеме.
На уроках физической культуры контрольные Комплект учебных
нормативы
и
испытания
являются
основным нормативов
инструментом определения качества физической
подготовленности учащихся.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».