_Положение о наставничестве (1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
(МАОУ СОШ № 20)
Принято
на Педагогическом совете
протокол от 10.01.2022 № 4

Утверждено приказом
директора от 10.01.2022 № 6

Положение о системе наставничества
педагогических работников в образовательной организации
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о программе наставничества (далее – Положение) в
МАОУ «Средняя школа № 20» разработано с учетом требований следующих
правовых и нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися»;
- Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении
целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
и определяет порядок организации наставничества в МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 20».
1.2. Настоящее Положение:
- определяет цель и задачи наставничества в соответствии с методологией (целевой
моделью) наставничества обучающихся (далее – Целевая модель);
- устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
- определяет права и обязанности ее участников;
- определяет требования, предъявляемые к наставникам;
- устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
- определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса
реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности.
1.3. Участниками программы наставничества в образовательной организации
являются:
- наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый
поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого;
- наставляемый (лицо, в отношении которого осуществляется наставничество) –
участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его
помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и

профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции;
- куратор наставнической деятельности в МАОУ «Средняя школа
общеобразовательная № 20» – сотрудник образовательной организации, который
отвечает за внедрение и организацию программы;
- родители (законные представители) обучающихся.
2. Цель и задачи наставничества, планируемые результаты программы
наставничества
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы
поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в
возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее —
педагоги) МАОУ «Средняя школа общеобразовательная № 20» в их
профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций,
необходимых для выполнения должностных обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
- улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах деятельности;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной
ориентации;
- раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;
- обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального
развития и работы в коллективе;
- формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а
также при выполнении должностных обязанностей;
- ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов,
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять
возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень;
- сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при
приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МАОУ «Средняя школа
общеобразовательная № 20» и создание благоприятных условий для их
профессионального и должностного развития;
- создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности;
- выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности,
инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию.
2.3. Планируемые результаты реализации программы наставничества:

- успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном
коллективе;
- повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов
обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и
внеурочной деятельности, стажировках;
- развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной
самостоятельной деятельности;
- формирование активной гражданской позиции наставляемого;
- позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
- построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов,
обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов.
3. Порядок организации наставнической деятельности
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего
Положения
и
Программы
наставничества
МАОУ
«Средняя
школа
общеобразовательная № 20» .
3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности
несут руководитель МАОУ «Средняя школа общеобразовательная № 20» , куратор
наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них
обязанностей по осуществлению наставничества в школе.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц,
испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или
профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников
образовательного процесса:
- обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника;
- педагогические работники, вновь принятые на работу МАОУ «Средняя школа
общеобразовательная № 20»;
- педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
3.4. Наставниками могут быть:
- учащиеся;
- выпускники;
- родители (законные представители) обучающихся;
- педагоги и иные должностные лица образовательной организации;
- сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих
организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших
готовность принять участие в реализации программы наставничества.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в
Приложении 1.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе на основании
заявления (Приложение 2).
3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической
деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые
формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по
согласованию с наставником и наставляемыми.

3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для
каждой наставнической пары (но не более одного календарного года) в зависимости
от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам
анализа потребности в развитии наставляемого.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по
согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок
наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности,
командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом руководителя МАОУ «Средняя школа
общеобразовательная № 20», основанием могут выступать следующие
обстоятельства:
- прекращение трудовых отношений;
- психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
- систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
- привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
- обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в МАОУ «Средняя школа
общеобразовательная № 20» осуществляются в соответствии с Дорожной
картой внедрения программы наставничества и включают в себя семь этапов:
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
3.9.1. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества,
включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической
деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку
предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей
наставничества на ближайший год, исходя из потребностей образовательной
организации, заключение партнерских соглашений с организациями – социальными
партнерами, участвующими в реализации программ наставничества образовательной
организации.
3.9.2. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, и
формируется база данных наставляемых. На данном этапе собираются:
- согласия на обработку персональных данных от тех участников программы
наставничества в образовательной организации, которые еще не давали такого
согласия;

- согласия на участие в программе наставничества от будущих участников
наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если
участники – несовершеннолетние.
3.9.3. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы
данных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников
(Приложение 1).
3.9.4. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается база данных
наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение
наставников может осуществляться как администрацией, так и коллективом
сотрудников. Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их
заявлений (формат заявления представлен в Приложении 2).
3.9.5. В рамках пятого этапа происходит прикрепление наставников к наставляемым
посредством специальной формы (Приложение 3), формирование наставнических пар
(групп) и разработка индивидуальных планов развития.
3.9.6. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и
наставляемых по осуществлению мероприятий программы наставничества.
3.9.7. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых
мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности.
3.10. В целях обеспечения открытости реализации программы наставничества на
сайте МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» в разделе
«Наставничество» размещается
и
своевременно
обновляется
следующая
информация:
- нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие реализацию
программы наставничества;
- реестр наставников;
- перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы
наставничества образовательной организации;
- анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения программы
наставничества;
- лучшие наставнические практики;
- шаблоны и формы документов.
4. Права и обязанности куратора
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
- формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
- разработка проекта ежегодной программы наставничества МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 20»;
- организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной программы
наставничества;
- подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую
деятельность, и представление их на утверждение руководителю МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 20»;
- оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;
- мониторинг и оценка качества программы наставничества;

- получение обратной связи от участников программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
- анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в школе и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
- запрашивать документы (индивидуальные планы развития, заявления,
представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки)
от участников наставнической деятельности;
- организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители,
классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);
- вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 20», сопровождающие наставническую
деятельность;
- принимать участие во встречах наставников с наставляемыми.
4.3. Контроль за деятельностью куратора возлагается на заместителя директора по
учебно-воспитательной работе.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:
- помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных
мероприятий;
- в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым
для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения и
(при необходимости) коррекции индивидуального плана развития, выбора методов
наставнической деятельности;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана развития;
- передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или поведения, в том числе оказывать
наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных
ситуациях;
- своевременно реагировать на проявления недисциплинированности
наставляемого;
- личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости корректировать его поведение;
- в случае если он не является сотрудником школы, предоставить справки об
отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для
осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
- привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией
программы наставничества;

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 20», в том числе с деятельностью
наставляемого;
- выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным
планом развития;
- требовать выполнения наставляемым индивидуального плана развития;
- в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «Учитель – учитель») и иных оценочных или конкурсных
мероприятиях;
- принимать участие в оценке качества программы наставничества;
- обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за
организационно-методической поддержкой.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый обязан:
- выполнять задания, определенные в индивидуальном плане развития, в
установленные сроки и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные
с выполнением индивидуального плана развития;
- совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и
устранять допущенные ошибки;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
индивидуального плана развития, учиться у него практическому решению
поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
- отчитываться перед наставником в части выполнения касающихся его
мероприятий индивидуального плана развития;
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов индивидуального плана развития;
- проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение
к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
- принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой
наставничества МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»
6.2. Наставляемый имеет право:
- пользоваться имеющейся в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»
нормативной,
информационно-аналитической
и
учебно-методической
документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию
индивидуального плана развития;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую
информацию;
-принимать участие в оценке качества программы наставничества.
7. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества

7.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества включает сбор,
обработку, хранение и использование информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
7.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка влияния программ на всех участников.
7.3. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой
программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы
пар или групп «наставник – наставляемый».
Результатом мониторинга
является
аналитика
реализуемой
программы
наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения
качественных и количественных показателей социального и профессионального
благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами
участников программы наставничества.
7.4. На втором этапе мониторинга оцениваются:
- мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы
наставничества;
- развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в
образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися
образовательных программ;
- динамика образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных,
интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Этап включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в
программу наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.
Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика:
- развития гибких навыков участников программы;
- уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и
профессионального образования;
- качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
- степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации;
- качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы,
удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а
также описание психологического климата в школе.
7.5. Мониторинг проводится куратором два раза за период наставничества:
промежуточный и итоговый.
8. Мотивация участников наставнической деятельности
8.1. Участники системы наставничества в МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 20», показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением
руководителя школы к следующим видам поощрений:
- публичное признание значимости их работы – объявление благодарности,
награждение почетной грамотой и др.;
- размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении,
документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах школы в
социальных сетях;
- благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;

- обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками,
показавшими высокие результаты.

Приложение 1
к Положению о программе наставничества
от 10.01.2022 № 6
Критерии отбора/выдвижения наставников
Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий
наставников являются:
- наличие личного желания стать наставником;
- авторитетность в среде коллег и обучающихся;
- высокий уровень развития ключевых компетенций: способность развивать других,
способность выстраивать отношения с окружающими, ответственность,
нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других,
способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:
Форма
Критерии
наставничества
«Ученик –
ученик»

активный обучающийся уровня среднего общего
образования, обладающий лидерскими и организаторскими
качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий
высокие образовательные результаты;
-победитель школьных и региональных олимпиад и
соревнований;
- лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное
участие в жизни образовательной организации (конкурсы,
театральные
постановки,
общественная
деятельность,
внеурочная деятельность);
- возможный участник всероссийских детско-юношеских
организаций или объединений

«Учитель –
учитель»

- опытный педагог, имеющий профессиональные успехи
(победитель различных профессиональных конкурсов, автор
учебных пособий и материалов, участник или ведущий
вебинаров и семинаров);
- педагог, склонный к активной общественной работе,
лояльный участник педагогического и/или школьного
сообщества образовательной организации;
-обладает
лидерскими,
организационными
и
коммуникативными навыками.

«Студент –
ученик»

- ответственный, социально активный студент с выраженной
гражданской и ценностной позицией, мотивированный к
самосовершенствованию и преобразованию окружающей
среды;
- участник образовательных, спортивных, творческих проектов;

- увлекающийся и способный передать свою «творческую
энергию» и интересы другим;
- образец для подражания в плане межличностных отношений,
личной самоорганизации и профессиональной компетентности

Приложение 2
к Положению о программе наставничества,
от 10.01.2022 № 6
Форма заявления кандидата в наставники
Директору МАОУ СОШ № 20
____________________________________________
____________________________________________
(полные Ф. И. О. и должность кандидата в наставники)

Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу
наставничества МАОУ СОШ № 20 на _________ учебный год.
Контакты кандидата: тел. __________________ E-mail: _________________
К заявлению прилагаю:
1. Согласие родителей (законных представителей) (для наставников из числа
обучающихся).
С Положением о программе наставничества МАОУ СОШ № 20 ознакомлен(а).
Дата написания заявления «____» _____________ 20__ г.
_____________________
________________________
Подпись

Расшифровка подписи

Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке,
установленном законодательством РФ
_____________________
Подпись

________________________
Расшифровка подписи

Приложение 3
к Положению о программе наставничества
от10.01.2022 № 6
Примерная форма прикрепления наставника к наставляемому
Потенциальные участники программы:
Наставник: _______________________________________________
Наставляемый: ____________________________________________
Родитель/законный
представитель:
______________________________________________
Критерии подбора:
Предпочтения наставника, наставляемого и/или родителя/законного представителя:
 одинаковый пол;
 общие интересы;
 совместимость графиков;
 близость мест проживания;
 схожесть черт личности;
 другие причины совместимости:
_______________________________________________
Вопросы, вызывающие обеспокоенность:
______________________________________
Комментарии:
___________________________________________________________________
Решение о прикреплении:
_______________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».