АООП НОО ТНР

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Принята на педагогическом совете
протокол от 29.08.2024 г. № 9

Утверждена приказом директора ОО
от 29.08.2024 № 253

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(ВАРИАНТ 5.1)

Первоуральск, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения
2. Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего

образования

3. Содержательный раздел
Направления и содержание

программы

коррекционной работы

4. Организационный раздел
Учебный план
Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)

1. Общие положения
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее АООП НОО)
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для
обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений речевого развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1) самостоятельно разрабатывается и утверждается МАОУ СОШ 20 в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) НОО обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и с учетом Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР.
АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее
реализации. Структура АООП НОО обучающихся с ТНР.
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
-пояснительную записку;
-планируемые результаты освоения АООП НОО обучающимися с ТНР(вариант 5.1);
-систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООПНОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и включает направления и
содержание программы коррекционной работы, ориентированную на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов.
Организационный раздел включает учебный план НОО, систему специальных условий реализации АООП НОО
обучающихся с ТНР.

Принципы и подходы к формированию АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
 принципы государственной политики РФ в области образования
 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
 принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
 принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
 принцип развивающей направленности образовательного процесса,
 ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
 онтогенетический принцип;
 принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения
образовательных и социальных потребностей, обучающихся;
 принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного
общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
 принцип целостности содержания образования;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР
всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
 принцип переноса знаний, умений, навыков, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность
жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
 принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1) заложены дифференцированный, деятельностный и
системный подход.

Дифференцированный подход к построению АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) предполагает учет
особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития,
этиопатогенезом, характером нарушении формирования речевой функциональной системы и проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования.
АООП создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразиесодержания, предоставляя
обучающимся с
ТНР возможность
реализоватьиндивидуальный потенциал развития;
открывает широкие возможности для педагогического
творчества, создания
вариативных
образовательныхматериалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие
способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии
с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной логопедии и психологической
науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным
развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием
образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1) реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимогохарактера;
- прочное усвоение обучающимися знании и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их

самостоятельного продвижения визучаемых предметных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и социальной компетенции,
составляющей основу социальной успешности. Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает
организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли
репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно- поискового
характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную
систему знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую
связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношении между языковыми единицами одного уровня и
разных уровней. Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через
речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический,
семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка. Основным средством реализации
системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности
обучающихся. В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация
системного подхода обеспечивает:
- тесную взаимосвязь в формировании речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями,
действиями, умениями и навыками;
- воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания
предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;
- реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его
функции (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
-

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
Целевой раздел Пояснительная записка
- Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с ОВЗ
составляют:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от07.05.2013N99-ФЗ, от 23.07.2013 N203-ФЗ);
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
 Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в
области образования;
 Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования
для обучающихся с ТНР от 22.12.2015г. №4/15
 Устав МАОУ СОШ №20.
 Концептуальные положения АООП НОО соотнесены с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
Примерными АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
 Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русский.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1): формирование у обучающихся с ТНР
речевых функций, общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственноэстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1) предполагает, что обучающиеся получают образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию
сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде, в те же сроки обучения.
Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Нормативный срок освоения программы может быть увеличен
с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с заключениями

ПМПК).
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим
недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с
общим недоразвитием речи III
- IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка;
для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение коррекционных мероприятий ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и четких требований к результатам
освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП
НОО обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа
учителя-логопеда с учителем начальных классов, родителями (законными представителями) обучающегося с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР.
1. У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим (ФФН) и (ФН)недоразвитием
речи
наблюдается
нарушение
процесса
формирования произносительной системы родного языка
вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов
формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико- артикуляторными
признаками. Несформированность произношения звуковкрайне вариативна
и
может
быть
выражена в различных вариантах:отсутствие, замены
(как правило, звуками
простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой
системы родного языка). Определяющим
признаком
фонематического недоразвития
является
пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава
родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие речи
характеризуется нарушением
формирования фонетической
стороны
речи
либо
в
комплексе
(что
проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в
просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического
строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры
слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные сактивной речевой деятельностью.
2. Обучающиеся с общим недоразвитием речи (ОНР) характеризуются недоразвитием лексико-грамматических
и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У обучающихся с ОНР отмечается нарушение
звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах
искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается
недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей
смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности

дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем нарушения процесса
фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия
некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать
типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические
ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются
трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических
групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений,
особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи
проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее
употребляемые в речевой практике, они затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении
использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному
формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава,
что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный
уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и
употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто
встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся
представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов,
инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной
стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и
сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного
ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной
особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической
последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами
отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин.
При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении

рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые
малоинформативные предложения.
3. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и
письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме,
механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших
психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами
медицинского профиля) и проведение логопедической коррекции на этапе обнаружения первых признаков
отклонения речевого развития;
- организация логопедической помощи в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в
школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания,
ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования адекватного образовательным потребностям обучающегося и
степени выраженности его речевого недоразвития в условиях в МАОУ СОШ 20.
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через
содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе
индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций,
анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного
подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных
предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и
оптимизации коммуникативных навыков обучающихся;

гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных
предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и
технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий
обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной
компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого
дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных
компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию
«обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и
письменной речью;
возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения
образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять
адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционноразвивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями (законными
представителями).
-

-

Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы начального общего образования.
Результаты освоения АООП НОО обучающимися с ТНР (вариант 5.1.) оцениваются как итоговые на момент
завершения начального общего образования.
Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающихся с ТНР (далее - Планируемые
результаты) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. В учебные программы, в
которых устанавливаются планируемые результаты на уровне начального общего образования для
обучающихся с ТНР по АООП НОО (вариант 5.1), соответствуют ФГОС и ООП НОО МАОУ СОШ 20.

включаются программы курсов коррекционно-развивающей области. Структура планируемых результатов
АООП НОО (вариант 5.1) соответствует ООП НОО МБОУ МАОУ СОШ 20 и дополняется планируемыми
результатами,
характеризующими личностное развитие обучающихся, коррекцию недостатковв речевом развитии.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО (вариант
5.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметнмы и предметным результатов освоения ООП
НОО МАОУ СОШ 20.
Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования, для всех предметных и коррекционно-развивающей областей, являются общими
и заключаются в следующем:
Личностные результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) отражают индивидуально-личностные качества и
социальные компетенции обучающегося, включающие: готовность к вхождению обучающегося в более сложную
социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями,
способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного
общего образования.

Личностные результаты освоения
АООП НОО отражают:
- cформированность целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органическом
единстве иразнообразии природы, народов, культур и
религий;
- патриотизм, чувство гордости за свою Родину,
российский народ, национальные свершения, открытия,
победы;
- осознание роли своей страны вмировом развитии;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни;

Метапредметные результаты
освоения АООП НОО отражают:
- владение всеми типами учебных действий,
направленных на организацию своей работы в
образовательной организации и внеее;
- овладение способностью приниматьи сохранять цели
и задачи решения типовых учебных и практических
задач, коллективного поиска средств их
осуществления;
- освоение способов решения задачтворческого и
поискового характера;
- сформированность умений планировать,
контролировать

- осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей
Многонационального российского общества, становление
гуманистических идемократических ценностных ориентаций;
- сформированность уважительного отношения и иному
мнению, истории икультуре других народов;
- овладение начальными навыкамиадаптации в
динамично и развивающемсямире;
- самостоятельность и личную ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представленийонравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
- формированность эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
- сформированность этических чувств,доброжелательность
и эмоционально-нравственную отзывчивость,
понимание,сопереживание чувствам других людей;
- сформированность чувствапрекрасного
- умение воспринимать красоту природы,бережно
относиться ко всемуживому;
- умение чувствовать красоту художественного слова,
стремление к совершенствованию собственной речи;
- владение навыками сотрудничествасо взрослыми и
сверстниками вразличных
социальных и
коммуникативных ситуациях, умением не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных
14
ситуаций; умение сотрудничать

и оценивать учебныедействия всоответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации,
определять
наиболее ее эффективные способы достижения
результата, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение
на основе оценки и с учетом характера ошибок
умение составлять план решения учебной задачи,
умение работать по плану, сверяя своидействия с
целью, корректировать свою деятельность;
-учение понимать причины
успеха /неуспеха учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и
личностнойрефлексии;
- владение знаково-символическими средствами
представления информациидля создания моделей
изучаемых объектов и процессов широким
спектромдействий и операций решения практических
и учебно-познавательныхзадач;
- умение использовать различные способы поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретацииинформации в соответствии
познавательными задачами и технологиями учебного
предмета, в томчисле с

с товарищами в процессеколлективной
свою часть

деятельности, соотносить

работы с общим замыслом; овладениенавыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального взаимодействия(т. е. самой
формойповедения, его
социальным рисунком), в том числе с использованием
информационных технологий
- ориентация в нравственном содержаниии смысле поступков –
своих и
окружающих людей;
- овладение навыком самооценки, умением анализировать свои
действияиуправлять ими;
- развитие адекватных представлений особственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимомжизнеобеспечении;
- овладение социально бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к
материальным и духовнымценностям;
- умение вводить
текст с помощьюклавиатуры, фиксировать
(записывать) вцифровой
форме измеряемые величиныи
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление
и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением;

коммуникативными и следственных связей, построением
рассуждений, умением фиксировать своинаблюдения и
действовать разными
способами (словесными, практическими, знаковыми,
графическими);

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения иправа
каждого иметь свою, излагать
свое мнение
и
аргументировать свою точку зрения воценке данных;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством
учета интересовсторон и сотрудничества;

- умение определять общую цель ипути её достижения;
умение договариваться о распределении функцийи ролей в
совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватнооценивать собственное
поведение и поведение
окружающих;
- использование
речи в целях
налаживания
продуктивного сотрудничества со сверстниками прирешении
различных учебно- познавательных задач; регуляции своих
действий; построения
монологического высказывания; умение организовывать и
поддерживатькоммуникативную ситуацию деятельности;
- владение начальными

Предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающихся с ТНР, включающие освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения, представлены
в рабочей программе учебного предмета. Требования к предметным результатам освоения АООП НОО (вариант 5.1)
соответствуют ФГОС и предметным результатам освоения ООП НОО МБОУ МАОУ СОШ 20, в которых отражены все
предметные области. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей
включают в себя конкретные учебные предметы.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение»

Русский язык

Литературное чтение

1) формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языковогои культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой
явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание
значения
русского языка какгосударственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения; сформированность позитивного
отношения к правильной устной и письменной речи 7753
755как показателям общей культуры и гражданскойпозициичеловека;
5) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позициичеловека.
6) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей итрадиций
2) осознание значимости чтения для личного развития;формирование представлений
о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по
всемучебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разныхвидов чтения
(ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и
оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать
в их
обсуждении, давать и обосновывать нравственную
1 7
оценку посту п ков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение
техникойчтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных научно-популярных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующуюлитературу
6) пользование справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Предметная область «Иностранный язык»
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с
Иностранный язык(английский)
носителями иностранного языка на основе
своих речевых
возможностей
ипотребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для
овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на
иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям
другого языка на основезнакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы.
Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий мир)
Окружающий мир
1) понимание особой роли России в мировой истории,воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоениеоснов экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы
и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
Основы религиозныхкультур и
саморазвитию:
светской этики
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание
их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье иобществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религиив жизни человека и
общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли вкультуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об историческойроли традиционных
религий в становлении российской государственности
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Предметная область «Искусство»
Изобразительнойискусство
1) сформированность первоначальных представлений ороли изобразительного
искусства в жизни
человека, его роли в духовно- нравственном
развитиичеловека;
2) сформированность основ художественной культуры,
в том числе на материале художественной культуры
родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты и как
ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Музыка

1) сформированность первоначальных представлений ороли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно нравственном развитии
человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальнойдеятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать своеотношение к
музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при созданиитеатрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизации.
1) получение первоначальных представлений о созидательном и
Труд (Технология)
нравственном значении труда вжизни человека и общества; о мире
профессий иважности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как
продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими
приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники
безопасности;
4) использование приобретённых знаний и умений длятворческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместнойпродуктивной
деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилахсоздания предметной и
информационной среды иумений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Предметная область «Физическая культура»
Физическая культура
1) формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального
и
психологического), о ее позитивном влиянии на развитие чело2в1ека
(физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической
культуреи здоровье как факторах успешной учебы и социализации
2) овладение
умениями
организовывать
здоровьесберегающую

жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья
(рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств
(силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости.

Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых
результатов освоения АООП НООобучающихся с ТНР (вариант 5.1)
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант
5.1) (далее — Система оценки) соответствует ФГОС НОО и ООП НОО МАОУ СОШ 20.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант
5.1) предусматривает оценку достижения, освоивших АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с
ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) предусматривает оценку достижения
обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов
деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку достижения обучающимся
Планируемых результатов программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Оценкадостижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в достижении Планируемых
результатов освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся. Объектом
оценки результатов программы коррекционной работы служит достижение уровня речевого развития,
оптимального для обучающегося с ТНР при реализации вариативных форм логопедического воздействия, с
сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО МАОУ СОШ №20. может
использоваться метод экспертной оценки (заключения специалистов ПМПк) на основе мнений группы специалистов
школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), работающих с обучающимися с ТНР, а также
заключение ПМПК.
Оценка достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ТНР
Система оценки освоения АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) предполагает комплексный подход к
оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп
результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными компетенциями, необходимыми
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношении

обучающихся в различных
средах. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ТНР как овладение
знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся с ТНР в обыденной жизни. Если
овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его
будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношении с окружением в
настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая
возможности обучающихся с ТНР интеграция в более сложное социальное окружение.
Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности обучающихся с
ТНР можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания
компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая
необходима и полезна каждому обучающемуся - можетстимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
Значимыми для обучающихся с ТНР являются следующие компетенции:
 адекватность представлении о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
 способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и
создания специальных условии для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации
обучения;
 владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой
формой поведения, его социальным рисунком);
 дифференциация и осмысление картины мира и ее временно- пространственной организации;
 осмысление своего социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов
В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных

результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов обучающихся и
конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и
эмоциональному статусу обучающегося. Такая оценка включает три основных компонента:
- характеристику достижении и положительных качеств обучающегося;
- определение приоритетных задач и направлении личностного развития с учётом как достижений, так и
речевых и психологических проблем развития обучающихся с ТНР;
- систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач
начального общего образования.
Другой формой оценки личностных результатов обучающихся является оценка личностной сферы. Эта задача
решается в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития обучающегося на основе
представлении о нормативном содержании и возрастной периодизации развития – в форме психологического
консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся
или по запросу педагогов (или администрации МАОУ СОШ 20) при согласии родителей (законных
представителей) и проводится учителем-логопедом или педагогом – психологом.
Динамическое продвижение ребенка оценивает ПМПк, который объединяет всех участников
образовательного процесса – тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимися (учителя,
учителя-логопеды, педагог- психолог, социальный педагог).
Содержательный раздел.
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и
курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР,
программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО и представлены в ООП НОО МАОУ СОШ 20.
Направления и содержание программы коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности,
поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1). Содержание
коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения
АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.). Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в
ходе всего учебно-образовательного процесса. Основными образовательными направлениями
в специальной поддержке освоения АООП НОО являются:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушенийчтения и письма;
- развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью
реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
- обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного
отношения к учебе, ситуации школьного обученияв целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа
коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционнологопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа
попреодолению
нарушений фонетического компонента речевой функциональнойсистемы;
фонологического дефицита и
совершенствованию
лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекциинарушений чтения и письма, по
развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения
обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия
специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей
обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная работа
осуществляется в ходе всего учебно- воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на
логопедических занятиях, где осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция
нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям,
работа по формированию полноценной речемыслительной деятельности

Программа коррекционной работы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в рамках
адаптированной образовательной программыМАОУ СОШ 20.
Пояснительная записка.
В школу приходят дети с разным уровнем готовности к школьному обучению и разным уровнем здоровья.
Дети с нарушениями речи испытывают трудности в процессе адаптации к первому классу, в том числе в
процессе освоение образовательной программы начального образования. Для таких детей предусмотрена
программа коррекционной работы.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального
общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна
стать источником развития. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в
эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь
при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства.
Вопросы
психолого-медико-педагогического
сопровождения
становятсяосновополагающими в жизни
обучающихся с ТНР, они должны находиться в поле
зрения психолого-педагогического сопровождения, в котором учитывается
их психологические и физиологические особенности и возможности.
Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени
образования обучающихся. Важно подобрать такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при
котором максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической деятельности учащегося.
Коррекционное воздействие более эффективно в младшем возрасте, в старшем возрасте адаптация в социуме во
многом определяется способностью компенсировать недостающие способности. В связи с этим в начальной школе
приоритет отдается коррекции недостатков психофизического развития.
Большое значение в образовательном процессе имеет личность обучающегося, его эмоциональное состояние,
отношение к себе и окружающим.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
В Концепции модернизации российского образования
отмечена необходимость обеспечения
государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования. Для детей
с ограниченными возможностями здоровья образование становится доступным благодаря включению в
образовательную программу коррекционно-развивающей области.
Цель программы:
 создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в рамках АООП НОО (вариант 5.1),
коррекцию речевых нарушений, а также недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает различные варианты специального
сопровождения обучающихся с ТНР, в том числе и обучение по индивидуальной программе, с использованием
надомной,очной и (или) дистанционной формы обучения.
Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы:
 своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными речевыми нарушениями;
 определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;
определение особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории
обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения
развития и степенью его выраженности;12
вого образа жизни, элементарных правил поведения вэкстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности, в выборе видов
деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.
д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.
Режим работы - 5-дневная учебная неделя. Продолжительность учебного года при получении начального
общего образования составляет в 1 класс— 33 недели, в 2-4 классах — 34 недели.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в
неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.

Учебный план АООП НОО 5.1 соответствует учебному плану ФГОС НОО.
Перспективный учебный план для 1-4 классов, реализующих ФГОС НООМАОУ СОШ 20.
Предметные области

Количество
часов в неделю
I
II
III

IV

5

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

4

4

4

Иностранный язык
(английский)
Математика

-

-

2

2

2

4

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

2

Учебные
предметы
классы

Обязательная часть
Русский язык и литературное
Русский язык
чтение

Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание (Окружающий
мир)

I
доп

Формы промежуточной аттестации

1-4 класс
Итоговая контрольная работа один раз в
год
1-4 класс
Итоговая контрольная работа один раз в
год
Итоговая контрольная работа один раз в
год
1-4 класс
Итоговая контрольная работа один раз в
год
1-4 класс
Итоговая контрольная работа один раз в
год

Основы религиозных культур
и светской этики

Основы религиозных
культур
и светской этики
Музыка

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

Технология

Технология (труд)

1

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

2

22

22

22

22

22

-

-

1

1

1

1
21

1
21

1
23

1
23

23

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

Искусство

Итого
20
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
Смысловое чтение
Максимально допустимая аудиторнаянедельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда
коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога

Защита проекта один раз в год
1-4 класс
Творческая работа
один раз в год
1-4 класс
Средняя арифметическая отметка за
учебные четверти
1-4 класс
Творческая работа
один раз в год
1-4 класс
Сдача нормативов, в том числе ГТО

72

Система условий реализации АООП
Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ТНР.
Созданные в образовательной организации условия:
 соответствуют требованиям ФГОС НОО с ОВЗ;
 гарантируют сохранность и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с ОВЗ;
 обеспечивают реализацию АООП НОО обучающихся с ОВЗ и достижение планируемых результатов её освоения;
 учитывают особенности организации, организационную структуру, запросы участников образовательных отношений;
 представляют возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.
Раздел АООП НОО характеризующий систему условий содержит описание кадровых, финансовых, материально­технических,
информационно­методических условий и ресурсов; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной по отношению к обучающимся и
педагогическим работникам образовательной среды, обеспечивающей:
 высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех обучающихся, их родителей
(законных представителей) и всего общества;
 духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ТНР.
 охрану и укрепление их физического, психического и социального здоровья;
 коррекцию нарушений развития и профилактику возникновения вторичных отклонений развития у обучающихся с ТНР.
В целях обеспечения реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР в МАОУ СОШ №20 созданы условия, обеспечивающие
возможность:
 достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися с ТНР;
 выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, и через использование
возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
73

 расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с ТНР, в том числе с обучающимися, не имеющими















ограничений по возможностям здоровья;
учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся с ТНР;
участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в
разработке АООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и
реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП НОО, формируемой участниками
образовательного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей),
спецификой образовательной организации;
использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, средств
обучения и средств обучения, соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ;
обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы
образования, запросов обучающихся с ТНР и их родителей (законных представителей);
эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных
технологий, современных механизмов финансирования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся с ТНР при поддержке педагогических работников.
Описание системы условий реализации АООП НОО базируются на результатах проведённой в ходе разработки программы
комплексной аналитико­обобщающей и прогностической работы, включающей:
анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсов реализации АООП НОО;
установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам основной образовательной
программы организации, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательных отношений;
выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в
соответствие с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ;
разработку с привлечением всех участников образовательных отношений и возможных партнёров механизмов достижения
целевых ориентиров в системе условий.

74

Описание кадровых условий.
МАОУ СОШ №20 частично укомплектовано педагогическими кадрами, вспомогательным персоналом, медицинскими
работниками и работниками пищеблока. В 1 – 4 классах работают 8 учителей начальных классов, учителя-предметники (музыка,
изобразительное искусство физическая культура, английский язык), логопед, педагог-психолог, тьютор. Все они являются
основными работниками образовательной организации.
В связи с модернизацией системы образования, переходом на новые образовательные стандарты, учителя ежегодно обучаются на
курсах повышения квалификации. Ежегодно 50-60% учителей повышают свою квалификацию на базе ИРО, участвуют в
дистанционных курсах повышения квалификации. Все специалисты МАОУ СОШ №20 прошли профессиональную
переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования,
подтвержденную сертификатом установленного образца.
Основной задачей повышения квалификации на ближайшую перспективу является формирование профессиональной
компетентности работников школы к реализации ФГОС ОВЗ, которая обеспечит оптимальное вхождение работников в систему
ценностей современного образования; принятия ими идеологии ФГОС НОО ОВЗ; освоение новой системы требований к
структуре АООП НОО ОВЗ, результатам и условиям её реализации, а также системы оценки итогов образовательной
деятельности; овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного
решения задач ФГОС ОВЗ.
Одним из условий готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС НОО ОВЗ является создание системы
методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС
НОО ОВЗ.
Мероприятия:
 Семинары, посвящённые содержанию и ключевым особенностям ФГОС НОО ОВЗ.
 Заседания методических объединений учителей по проблемам введения ФГОС НОО ОВЗ.
 Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных
занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ.
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий осуществляются в разных формах: совещания при директоре,
заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции,
рекомендации, резолюции и т.д.
Финансовые условия
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования опирается на
исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное
образование. Объем действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных

(муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования.
Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объемов и качества предоставляемых образовательным учреждением
услуг (выполнение работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета.
Оплата труда работников включает в себя:
1)
Должностной оклад.
2)
Повышающие коэффициенты к должностным окладам.
3)
Выплаты компенсационного характера.
4)
Выплаты стимулирующего характера.
Материально-технические условия
Важным условием реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР, является возможность для беспрепятственного доступа
обучающихся ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения МАОУ СОШ №20, включая санузлы, позволяют ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с
помощью установки пандусов, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса доступно ребенку,
передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
В МАОУ СОШ № 20, осуществляющей реализацию АООП НОО и программы коррекционной работы для обучающихся с ТНР,
созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные
информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий, обеспечивающих достижение каждым
обучающимся максимально возможных для него результатов обучения.
Материально-технические условия реализации АООП НОО в МАОУ СОШ № 20 обеспечивают возможность достижения
обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования детей, а также соблюдение:
 санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению,
воздушно-тепловому режиму и т. д.);
 санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

 социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и

т.д.);
 пожарной и электробезопасности;
 требований охраны труда;
 своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
 возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного
учреждения.
Материально-техническая база реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР в МАОУ СОШ № 20 соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений,
предъявляемым к:
 участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон
для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
 зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех помещениях здания, необходимый набор и
размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их
площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных
кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности и отдыха, структура которых должна обеспечивать
возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
 помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест,
медиатеки);
 помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность
организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
 помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, техническим творчеством,
естественно-научными исследованиями, иностранными языками;
 спортивным залам и спортивному оборудованию;
 помещениям для медицинского персонала;
 мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
 расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма
(в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, носители цифровой
информации).
Образовательная организация МАОУ СОШ №20 самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в

установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивает оснащение образовательного процесса на ступени
начального общего образования.
Материально-техническое обеспечение процесса образования для школьников с ТНР создается с учетом их индивидуальных
потребностей в доступности образовательной среды (организация пространства и учебного места, использование учебных,
дидактических и наглядных пособий.
Большое внимание уделяется организации безопасных условий обучения. Территория школы имеет металлическое ограждение.
По внешнему периметру здания оборудовано дополнительное освещение. Во всех помещениях школы установлена пожарная
сигнализация, налажена система голосового оповещения о пожаре. Введено круглосуточное дежурство сторожей. Имеется
кнопка экстренного вызова полиции.
Временной режим образования обучающихся с ТНР (учебный год, учебная неделя, день) установлен в соответствии с
законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 1.2.3685-21, приказы Министерства
образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
Организация временного режима обучения обучающихся с ТНР соответствует их особым образовательным потребностям и
учитывает их индивидуальные возможности.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ТНР.2 составляют 5 лет (1-4 классы). Продолжительность учебного года: 1 классы
– 33 учебных недели; 2 – 4классы – 34 учебных недели.
Для профилактики переутомления обучающихся с ТНР в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное
распределение периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность учебной недели в 1 классах согласно СанПиН 1.2.3685-21 – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ТНР учебного плана, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СанПиН 1.2.368521. Образовательную недельную нагрузку равномерно распределена в течение учебной недели.
При определении продолжительности занятий в 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в
сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4
урока по 40 минут каждый). Во 2-4 классах продолжительность занятий – 40 минут.
В школе действует кабинетная система, направленная на создание оптимальных условий для подготовки обучающихся по
предметам на основе освоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в
обществе.

В школе функционирует 8 кабинетов начальных классов, 1 кабинет иностранного (английского) языка, 1 кабинет музыки, 1
кабинет ИЗО, 1 спортивный зал; 4 учебно-вспомогательных помещения: кабинет педагога-психолога; библиотека; медицинский
и процедурный кабинеты; столовая.
В школе работает библиотека. Ежегодно МАОУ СОШ № 20 выписывает различные наименования печатных изданий. В
соответствии с ФГОС НОО имеются электронные учебники для обучающихся и другие электронные образовательные ресурсы
для педагогов и обучающихся. Кроме этого библиотека оснащена компьютерным и множительным оборудованием, имеется
выход в I-net.
Информационно-методические условия
В соответствии с требованиями ФГОС НОО информационно методические условия реализации основной образовательной
программы начального общего образования обеспечиваются современной информационно образовательной средой.
Создание единого информационно-образовательного пространства одна из главных стратегических целей деятельности
коллектива школы.
Деятельность по информатизации образовательного процесса в строится по следующим направлениям:
 автоматизация управленческой деятельности (сбор, обработка, хранение, передача, анализ информационных данных обо
всех направлениях и результатах деятельности школы), обеспечение совершенствования содержания образования
посредством применения Интернет ресурсов,
 обеспечение совершенствования методов обучения посредством активного применения информационно –
коммуникационных технологий,
 обеспечение информационного обмена между всеми участниками образовательных отношений,
 обеспечение информационной открытости деятельности школы в сети Интернет, в иных средствах массовой информации,
повышение ИКТ – компетентности учителей, педагогических и руководящих работников, повышение ИКТ компетентности учащихся в урочной и внеурочной, в проектной и учебно-исследовательской деятельности, обеспечение
образовательного процесса компьютерной техникой.

77

78


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».