ЭК Теория и практика написания сочинения рассуждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
(МАОУ СОШ №20)

РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

приказом директора МАОУ СОШ №20

протокол № 9 от «29» августа 2024 г.

№ 253 от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Теория и практика написания сочинения-рассуждения
на основе прочитанного текста»

Первоуральск, 2024

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Анализ итоговых сочинений показал, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников
связаны с неумением:
 понимать информацию, заложенную в тексте;
 ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли;
 аргументировано доказывать свою позицию;
 с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку и
литературе.
Проблемы в развитии устной и письменной речи в данной программе разрешаются в
процессе целенаправленного анализа формулировок тем сочинений в виде вопроса, тезиса или
цитаты из произведения литературы. В связи с этим неизмеримо возрастает роль
редактирования и рецензирования сочинений, в результате которых формируется умение
создавать сочинения в соответствии с критериями оценки итоговых экзаменационных работ.
Учитывая возрастные особенности учащихся целесообразно: - общее ознакомление с теорией
сочинений разных жанров, умение общаться с целью выбора литературных произведений для
раскрытия темы, навыки написания сочинения рассуждения по исходному тексту; - знакомство
с алгоритмом написания сочинения-рассуждения, что является основой для правильного
написания творческой работы и создаёт положительную мотивацию к развитию письменной
речи.
Основными методами контроля реализации программы являются:
1. Редактирование сочинений учащихся разных жанров в соответствии с алгоритмом
написания сочинения-рассуждения: - пробные работы – соответствие сочинения теме и
правильность выбора литературного произведения; - практикум написания сочинениярассуждения – правильность композиции творческой работы, соответствие данной теме,
метапредметность работы; 4 - контрольные сочинения; - итоговые сочинения-рассуждения. 2.
Анализ развития творческого потенциала учащихся. При этом используются алгоритмы
написания сочинений в соответствии с тематическими направлениями, представленными в
презентациях.
2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ

Изучение учебного курса ««Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе
прочитанного текста» направлено на достижение следующих целей и задач:
 Развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной
и дополнительной информации;
 развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика
и др.);
 совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и
использовать полученную информацию в практической деятельности;
 совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения
основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование
навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга
используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в
разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе
















наблюдений за речью;
подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
развитие творческих способностей личности;
развитие логического мышления;
развитие связной монологической речи;
овладение учащимися свободной письменной речью;
обеспечение помощи учащимся максимально эффективно подготовитьс я
квыполнению творческого заданияна ЕГЭ по русскому языку и написании итогового
сочинения по литературе;
совершенствование и развитие умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
совершенствование и развитие умения читать, понимать прочитанное и анализировать
общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
формирование и развитие умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Привитие способности к самостоятельной деятельности.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Теория и практика написания сочинения-рассуждения
на основе прочитанного текста»
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1)гражданского воспитания:
•сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
•осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
•принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
•готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
•готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
•умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
•готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2)патриотического воспитания:
•сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой

язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
•ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
•идейная убеждённость, готовность к
служению
Отечеству и
его защите,
ответственность за его судьбу.
3)духовно-нравственного воспитания:
•осознание духовных ценностей российского народа;
•сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
•способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
•осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
•ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4)эстетического воспитания:
•эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;
•способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
•убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
•готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.
5)физического воспитания:
•сформированность здорового
и
безопасного образа жизни,ответственного отношения
к своему здоровью;
•потребность в
физическом совершенствовании, занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
•активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
6)трудового воспитания:
•готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
•готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в
том числе в процессе изучения русского языка;
•интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности
филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;
•готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7)экологического воспитания:
•сформированность экологической культуры, понимание влияния социально- экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
•планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
•активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать

неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
•расширение опыта деятельности экологической направленности.
8)ценности научного познания:
•сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
•совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
•осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально
и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы
по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
• самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям,
быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
• эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и
обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных
функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
• определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
• выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
•разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
• вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;
• развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как

часть познавательных универсальных учебных действий:
• владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в
контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
• владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому
языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в
том числе при создании учебных и социальных проектов;
• формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической,
терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
• выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и
способы действия — в профессиональную среду;
• выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения
проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
• владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
• создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица,
схема и другие);
•оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
•использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
•владеть навыками защиты
личной
информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
•осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
•пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
•владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
•развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить

высказывание.
У обучающегося будут сформированы
следующие умения
совместной
деятельности:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
•
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
•принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
•оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
•самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
•расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
•делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты
выбора;
•оценивать приобретённый опыт;
•стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и
других как части регулятивных универсальных учебных действий:
•давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
•владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
•уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
•принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
•принимать мотивы
и
аргументы других
людей при анализерезультатов
деятельности;
•признавать своё право и право других на ошибку;
•развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•использовать языковые средства в соответствии с целью общения и речевой ситуацией;
•использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
•создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,

рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
•выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
•подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
•правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
•создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально
стилевой принадлежностью текста;
•сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста
в соответствии с выбранным профилем обучения;
•использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации).
•кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей;
•составлять тезисы и конспекты;
•строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по
•материалу;
•писать сочинение на лингвистическую и литературоведческую тему по изученному
•произведению;
•писать сочинения на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
•создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах
10 КЛАСС
Речь. Речевое общение
•Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных
монологических высказываний – не менее 100 слов; объём диалогического высказывания – не
менее 7–8 реплик).
•Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на
лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
•Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного,
публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее 150 слов).
•Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной
задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая
гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения
– 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300
слов).
•Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать
правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно- научной, официальноделовой сферах общения, повседневном общении, интернет- коммуникации.
•Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
•Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.
•Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного

словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
•Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём
информации в речевой практике.
•Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую
(подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух.
•Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
•Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного,
публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).
•Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной
задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая
гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения
– 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300
слов).
•Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и
другие).
•Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и
речевые ошибки.
11 КЛАСС
Функциональная стилистика. Культура речи
•иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики;
•иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей
(научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы;
•распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой
стили, язык художественной литературы);
•создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного,
публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее 150 слов);
•применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике;
•понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
•формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
•определять позицию автора;
•высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух
аргументов, опираясь на читательский опыт);
•уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
•анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«Теория и практика написания сочинения рассуждения на основе
прочитанного текста»
10 класс
Введение в учебный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе. Понятия
«направление» и «тема сочинения». Многообразие форм сочинений.
Подходы к трактовке художественного текста.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания

сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы. Выбор
темы и логический анализ ее формулировки.
Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала.
Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров.
Проблемный вопрос в темах различной формулировки. Преобразование темы- понятия в
вопрос. Работа с формулировкой темы.
Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы- понятия в
вопрос. Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в темецитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы- афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из
ключевых слов и вопросов к теме.
Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках
темы.
Структура сочинения-рассуждения.
Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия.
Структура рассуждения: тезис – доказательство – вывод.
Вступление – главная часть – заключение. Композиция сочинения. Композиция сочинения с
учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений. Композиция
образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с
разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным
сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых
вступлений. Творческая работа.
Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию вступления
Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. От
главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа.
Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов.
Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении.
Способы цитирования и привлечение литературного материала. Фактические ошибки. Анализ
аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам
этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками.
11 КЛАСС
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Структура и требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ по русскому языку.
Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией
сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением текста. Формулирование проблемы исходного текста. Комментарий к
сформулированной проблеме.
Способы комментирования. Различные виды комментариев. Формулирование позиции автора
исходного текста. Способы выражения позиции автора. Выражение собственного мнения.

Способы выражения. Включение иллюстративного материала из произведений русской и
мировой литературы (плюсы и минусы),
Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки
в школьных сочинениях. Орфографические и
пунктуационные
ошибки. Редакторская работа с текстом. Речевые ошибки в сочинении.
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Функциональная стилистика. Культура речи
Этические и фактические ошибки.
Определение этической
и
фактической ошибки.
Их
виды и
способы
предупреждения. Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи. Функции тропов
и синтаксических фигур в речи, их основные признаки.
Творческая работа.
Изобразительные возможности лексики.
Основные
термины
лексикологии.
Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по
выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Что значит «соответствие теме»? Советы
пишущему сочинение.
Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и
аналитического материала по курсу.
В разделах и темах учебного предмета учитель будет:
•побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•привлекать внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
использовав воспитательные возможностей содержания раздела (темы) через подбор
соответствующих упражнений и демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
•включать в урок игровые элементы, которые помогут поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•применять на уроках интерактивных форм работы с обучающимися
5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Теория и практика написания сочинения-рассуждения

на основе прочитанного текста»
№
п/п Тема

Кол-во
часов ЭОР/ЦОР

Форма реализации
воспитательного
потенциала темы*

10 КЛАСС

1
2
3
4

5

6

7
8

9

10

11

Введение в элективный курс.
Требования
к
итоговому 1
сочинению по литературе
Понятия «направление» и «тема
1
сочинения».
Подходы к трактовке
1
художественного текста.
Требования
к
написанию 1
сочинения. Критерии оценивания
сочинения.
Логический анализ и осмысление
формулировки темы. Анализ
формулировки темы. Выбор темы и 1
логический анализ ее
формулировки. Понимание темы.
Знание и понимание привлекаемого
литературного материала.
1
Обобщение опыта работы над
сочинениями разных жанров
Проблемный вопрос в темах
1
различной формулировки.
Преобразование темы- понятия в 1
вопрос.
Тема-афоризм, тема-цитата (урокпрактикум). Работа с темой-1
цитатой,
темой- афоризмом.
Средства художественной
выразительности в теме- цитате.
Анализ проблематики тем1
афоризмов. Толкование
темыафоризма.
Практическая работа №1
«Понимание темы сочинения и ее 1
формулировка».

1,2,3,4,5

Библиотека ЦОК
1,2,3,4,7
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
1,2,3,4,7
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека
ЦОК 1,2,3,4,7
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
1.2,7

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4 1,2,3,4,5

Библиотека ЦОК
1,2,3,4,7
https://m.edsoo.ru/fbaadc98
Библиотека ЦОК
1,2,3,4,7
https://m.edsoo.ru/fbaadc98
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1,2,3,4,5

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1,2,3,4,8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1,2,4

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Широкое и узкое понимание темы.
Работа с текстами, определение 1
темы текста.
Ассоциативные
цепочки
и
ключевые
слова к теме. Выстраивание
ассоциативных цепочек из
ключевых слов и вопросов к теме. 1
Синквейн, диамант и штрих к
ключевым словам темы. Тонкие и
толстые вопросы в рамках темы.
Практическая работа № 2
«Написание
синквейна
к
сочинению- рассуждению.»
Выстраивание ассоциативных
цепочек из ключевых слов и 1
вопросов к теме.
Структура
сочинениярассуждения.
Структура 1
рассуждения: тезис –
доказательство – вывод.
Типы речи: рассуждение,
повествование,
описание.
Их 1
основные признаки и различия.
Композиция
сочинения.
Композиция
сочинения с учетом различия родов 1
и жанров используемых для
аргументации
произведений.
Композиция
образов
в
произведении. Композиция
отдельных частей произведения.
Композиция образов в
произведении. Композиция
1
отдельных частей произведения.
Примеры сочинений с разной
композицией.
Технология написания сочинения:
вступление, виды (историческое,
аналитическое, биографическое,
1
сравнительное,
лирическое).
Анализ вступлений к школьным
сочинениям.
Виды вступления к сочинению. От
вопроса темы к вступлению.
Анализ образцовых вступлений.
1
Практическая работа № 3
«Написание
вступления
к
сочинению-рассуждению.»

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaddb0 1,2,3,4,5

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1,2,3,4,7

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaafd18 1,2,3,6
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1,2,3,4,5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8 1,2,3,4,5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
1,2,3,4,5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8 1,2,4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
1,2,3,4,5,6,8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
1,2,3,4,5

21

22

23

24

25

26

27

28
29

30
31
32

Творческая работа. Синквейн,
диамант и штрихи как опорный 1
конспект к написанию вступления.
Главные части сочинения: тема и
аргументация.
Приёмы 1
привлечения текста литературного
источника
в
работе
над
сочинением.
Работа с вопросами темы.
Формулировка аргументов. Виды и 1
структура аргументов в сочинениирассуждении. Анализ аргументации
в школьном сочинении.
Работа с вопросами темы.
1
Формулировка аргументов. Виды и
структура аргументов в сочинениирассуждении. Анализ аргументации
в школьном сочинении.
Способы цитирования и
привлечение литературного
материала. Фактические ошибки.
Практическая работа № 4
«Написание
основной
части
сочинения -рассуждения.»
Технология написания сочинения:
заключение,
виды.
Анализ
заключений к школьным
1
сочинениям. Виды заключений. От
главного вопроса темы к
заключению. Анализ образцовых
заключений
Заключение к сочинению. Анализ
заключений к школьным
1
сочинениям. Практическая работа
№ 5 «Написание заключения к
сочинению-рассуждению.»
Практическая работа № 5
«Написание
сочинения-1
рассуждения.»
Анализ
работ.
Работа
над 1
ошибками.
Анализ направлений ,
предложенных для подготовки к 1
сочинениям в учебном году.
Критерии оценивания сочинения. 1
Практическая работа № 6 «Оцени
сочинение по критериям».

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8 1,2,3,4,5
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8 1,2,3,4,5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8 1,2,3,4,6

Библиотека ЦОК
1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
1,2,3,4,8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
1,2,3,4,7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 1,2,4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 1,2,3,4,5
Библиотека ЦОК
1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 1,2,3,4,5,6,8
Библиотека ЦОК
1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
1,2,3,4,7
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Как работать над речевым
оформлением
сочинения
33
(фактические,
речевые, 1
грамматические ошибки).
Редактирование и рецензирование
сочинений.
Совершенствование
написанного.
Промежуточная аттестация
1
34
Промежуточная аттестация.
2
Творческая работа
Всего
35
11 КЛАСС
1

2

3

4

5

6

7

8

Структура экзамена. Требования к
сочинениюрассуждению
в1
формате ЕГЭ
Понятие о сочинении –
рассуждении. Композиция
1
сочинения-рассуждения. Стиль и
тип текста.
Соразмерность частей сочинения.
Работа над композицией сочинения
рассуждения. Соответствие
1
сочинения
критериям
оценки.
Работа над абзацным членением
текста.
Критерии оценивания сочинения –
рассуждения. Что такое текст. 1
Связь предложений в тексте
Выявление микротем в тексте.
Формулирование
проблемы
исходного текста. Способы
1
формулировки проблемы текста.
Типовые конструкции (клише) для
формулирования проблемы
Практическая работа №1.
«Выявление проблем в тексте»
1
Различие
понятий
темы
и
проблемы.
Типы
проблем.
Проблематика
текстов.
Комментарий к сформулированной
проблеме. Способы
1
комментирования. Различные виды
комментариев
Виды комментариев к проблеме.
Два типа комментария. Типовые
1
конструкции
(клише)
для
комментирования проблемы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
1,2,3,4,5

1,2,3,4,5,6

Библиотека
ЦОК 1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека
ЦОК 1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/fbaaddb0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1,2,3,4,7

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4 1,2,3,4,7
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
1.2,7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4 1,2,3,4,5

Библиотека
ЦОК 1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4

Библиотека
ЦОК 1,2,3,4,7
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Практическая работа №2.
«Составление
двух
типов 1
комментариев к проблеме»
Формулирование позиции автора
исходного текста. Способы
1
выражения позиции автора.
Авторская позиция в
художественном тексте. Типовые 1
конструкции для выражения
авторской позиции. Введение цитат
в тексте сочинения
Практическая работа № 3.
«Нахождение в тексте авторской 1
позиции. Формулировка авторской
позиции
Выражение собственного мнения.
Способы выражения. Включение
иллюстративного материала из
произведений русской и мировой
литературы (плюсы и минусы),
1
Типовые
конструкции
для
выражения
своей
позиции.
Практическая работа № 4.
«Аргументация
собственного
мнения по проблеме
Практическая работа № 5.
«Написание сочинения –
1
рассуждения по заданному тексту»
Основы
грамотного
письма.
Речевое
1
оформление сочинения. Связность
и последовательность изложения
Грамматические и речевые ошибки
Грамматические ошибки и их виды.
Грамматическая норма. Типичные 1
грамматические
ошибки
в
школьных
сочинениях
Типичные грамматические ошибки
в
1
школьных
сочинениях.
Лексические
ошибки
Орфографические
и
пунктуационные ошибки.
Редакторская работа с текстом.
Типичные грамматические ошибки1
в
школьных сочинениях.
Орфографические и
пунктуационные ошибки.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1,2,3,4,5
Библиотека
ЦОК 1,2,3,4,8
https://m.edsoo.ru/fbaadc98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1,2,4

Библиотека
ЦОК 1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/fbaaddb0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98 1,2,3,4,7

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaafd18 1,2,3,6

Библиотека
ЦОК 1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

Библиотека
ЦОК 1,5,7
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8 1,2,3,6

Библиотека ЦОК
1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

Редакторская работа с текстом.
19

20

21

22

23

24

25

26
27

28

29

30

Речевые ошибки в сочинении.
1
Речевые ошибки и их виды
Типичные речевые ошибки в
школьных
сочинениях. 1
Редакторская работа с текстом.
.Практическая
работа № 6. «Нахождение и
редактирование
всех
типов
ошибок»
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и
1
фактической ошибки. Их виды и
способы предупрежден
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и
1
фактической ошибки. Их виды и
способы предупреждения.
Практическая
работа
№7. 1
Написание
сочинения в формате ЕГЭ.
Этические и фактические ошибки. 1
Определение этической и
фактической ошибки. Их виды и 1
способы предупреждения.
Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении. 1
Логические ошибки и их виды.
Типичные логические ошибки в 1
школьных
сочинениях.
Редакторская работа с текстом
Изобразительно-выразительные
средства языка и речи. Тропы и 1
синтаксические фигуры.
Определение различных
изобразительно-выразительных
средств языка и речи. Функции
1
тропов и синтаксических фигур в
речи, их основные признаки.
Творческая работа.
Изобразительные
возможности
лексики. Основные термины
1
лексикологии. Практическая работа
с
антонимами,
синонимами,
омонимами, фразеологизмами.

Библиотека ЦОК
1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8 1,2,4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8 1,2,3,4,5,6,8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8 1,2,3,4,5

Библиотека ЦОК
1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
Библиотека ЦОК
1,2,3,4,5
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8 1,2,3,4,6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 1,2,3,4,8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 1,2,3,4,7
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
1,2,4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 1,2,3,4,5

31

32

33

34

Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ 1
стилистических недостатков.
Творческая работа по выработке
индивидуального стиля.
Разработка подробного алгоритма
написания сочинения. Привлечение 1
опыта учащихся и аналитического
материала по курсу.
Разработка подробного алгоритма
написания сочинения. Привлечение 1
опыта учащихся и аналитического
материала по курсу.
Промежуточная аттестация
1
Промежуточная аттестация.
2
Творческая работа
Всего
35
ИТОГО
70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 1,2,3,4,5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 1,2,3,4,5,6,8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 1,2,3,4,5,6,8

1,2,3,4,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».