Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
Принята Педагогическим советом
Утверждена
приказом директора МАОУ СОШ № 20
от 29.08.2024 г. № 253
Протокол № 6 от 29.08.2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Первоуральск
1
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .....................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка............................................................................................. 3
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися тяжелыми нарушениями
речи основной образовательной программы… ............................................................ 13
1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования ................................................................. 15
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ...............................................................................22
2.1. Программа развития универсальных учебных действий ...................................... 22
2.2. Программы учебных предметов, курсов… ...........................................................22
2.3. Программа коррекционной работы........................................................................ 24
2.4. Рабочая программа воспитания.............................................................................. 31
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ......................................................................... 31
3.1. Учебный план основного общего образования… ................................................ 31
3.2. Календарный учебный график… ......................................................................... 31
3.3. План внеурочной деятельности.............................................................................. 31
3.4. Система условий реализации АООП ООО для обучающихся с ТНР… ............. 31
2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП)
основного общего образования
(далее - ООО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 20 (далее – Школа) определяет содержание и
организацию образовательной деятельности обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (далее – ТНР) с учетом образовательных потребностей и
запросов участников образовательных отношений.
АООП ООО Школы разработана
нормативными документами:
в
соответствии
со
следующими
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ,
Приказ Министерства Просвещения от 17 июля 2024 №495 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства Просвещения Российской Федерации,
касающихся Федеральных адаптированных образовательных программ»,
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011,
18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,
Уставом Школы,
с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с ЗПР, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
АООП ООО Школы представляет собой систему взаимосвязанных программ,
3
каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим духовнонравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное
направления развития обучающихся при получении ООО.
АООП ООО предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности,
особенности психофизического развития, индивидуальные возможности,
обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию
обучающихся с ТНР.
Цели АООП ООО:
- формирование общей культуры, обеспечивающих разностороннее развитие
личности обучающихся с ТНР (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое);
- овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями
обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья.
Задачи, реализуемые при получении ООО:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование
обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- формирование желания и основ умения учиться, способности к организации
своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей
обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья
обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция
своего поведения в соответствии с ними;
- формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в
природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к
миру, к знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования обучающимися с ТНР;
4
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся с ТНР как
части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного
потенциала
школы,
обеспечению
индивидуализированного
психологопедагогического
сопровождения
каждого
обучающегося,
формированию
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых
условий для её самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие образовательной организации при реализации основной
образовательной программы с социальными партнёрами;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся с ТНР в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная
ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных
педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности.
Помимо реализации общих задач при получении ООО АООП ООО
предусматривает решение специальных задач:
- своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении;
-определение особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных
уровнем их речевого развития;
- определение особенностей организации образовательной деятельности для
категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями,
структурой речевого нарушения развития и степенью его выраженности;
- коррекция индивидуальных недостатков речевого развития, нормализация и
совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к
учению;
-осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи обучающимся с учётом психофизического и речевого
развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
-реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся;
5
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) обучающихся; - обеспечение преемственности начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В основу формирования АООП ООО положены следующие принципы:
Освоение образовательной программы на основной ступени обучения
характеризуется преимущественным обращением к вербализованным материалам
различной степени сложности. Работа с текстом выходит на первый план, что
определяет необходимость особой организации обучения для детей, имеющих
нарушения речи.
Эффективность освоения образовательной программы ребенком с нарушениями
речи повышается при условии индивидуализация обучения, которая реализуется
через создание среды, позволяющей максимально использовать индивидуальные
возможности детей и подтягивать слабые звенья их развития.
Взаимодействие учителя-логопеда, учителей-предметников, педагога-психолога
обеспечивает понимание специфики освоения образовательной программы
ребенком, выделить ведущую стратегию обучения, определяемую его
индивидуальными особенностями и, как следствие, установить существующие и
спрогнозировать возможные трудности. Такой психолого-педагогический и речевой
профиль может служить отправной точкой для определения тактики и
методических приемов обучения, учитывающих особенности каждого ребенка. Так.
индивидуализация обучения может осуществляться в классе через систему
специальных заданий (карточки, дополнительный раздаточный материал и т.п.).
Одним из ключевых для специальной педагогики является принцип опоры на
сохранные анализаторы в процессе обучения, который может рассматриваться как
создание полисенсорной основы обучения.
Обучение детей с нарушениями речи опирается на максимальное включение в
работу основных анализаторов: зрительного, слухового, тактильного и др.
Получение новой информации обеспечивается сразу несколькими анализаторными
системами, с опорой на сохранные, что способствует формированию более прочных
и полных знаний и умений. При несформированности фонематического восприятия
компенсация происходит через зрительный и моторный анализаторы, при оптикопространственных затруднениях осуществляется опора на проговаривание и т.д.
Обучение происходит на основе формирования умения «вслушиваться в
обращенную речь», понимания смысла готовых текстов, что помогает учащимся
выявить причинно-следственные отношения, отобрать речевые средства для
продуцирования высказывания, создать зрительные образы, связанные с текстом и
облегчающие построение самостоятельного высказывания. Соединение в
восприятии языкового материала слуховых (прослушивание текста), зрительных
6
(картины, схемы, языковая наглядность) и моторных (процесс письма) усилий со
стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.
Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести
нарушенные функции на другой боле низкий и доступный уровень их
осуществления
У детей с речевыми нарушениями зачастую выявляется недостаточный уровень
развития словеснологического мышления, операций абстрагирования. Привлечение
максимальной наглядности, активное применение рисунков, схем, символов других
невербальных сигналов способствует более эффективному, сознательному и
быстрому усвоению и запоминанию материала.
Актуальным принципом обучения является необходимость учета операционального
состава нарушенных действий.
Особая роль этого принципа отмечается в работе с текстовым материалом, когда
необходимо продемонстрировать ребенку систему операций, произведя которые
можно построить свой текст или проанализировать (а затем понять) чужой.
Необходимо составить развернутые модели создания текстов, задать
последовательность, реализация которой приведет к искомому результату. В этих
моделях обязательно должны учитываться лингвистические характеристики текстов
различных типов и жанров, а также индивидуальные особенности ребенка
(нарушенные звенья механизмов порождения и понимания текста), т. е. необходимо
соотнести имеющиеся трудности с тем текстовым материалом, который
предъявляется детям на уроках.
Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия,
формированию динамического стереотипа, что также является необходимым
условием развития языковых умений и навыков для детей с нарушениями речи.
Помимо этого, расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить
нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность формировать
осознанный самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку в связи с
невозможностью опираться на чувство языка в обучении детей с нарушениями речи
доля сознательности в процессе восприятия и порождения текстов резко
увеличивается.
Принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как
средства общения и орудия познавательной деятельности. В обучении детей с ТНР
остро стоит проблема формирования и развития положительной коммуникативной
мотивации, потребности в активном взаимодействии с участниками
коммуникативного акта, активизации мыслительной деятельности. В свете этого
ведущая роль отводится речевой практике, активизации самостоятельной речи
учащихся, созданию таких ситуаций, которые бы побуждали их к общению.
7
Не менее важен в обучении принцип взаимосвязи речи с другими психическими
функциями, который обеспечивает достижение личностных результатов в ходе
развития речи. Такие компоненты деятельности как умение планировать и
контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого
высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной
речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения
редактировать.
В основу разработки АООП обучающихся с ТНР заложены дифференцированный,
деятельностный, системный и компетентностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных
потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого
развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой
функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. АООП создается в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ
требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации
образовательной
программы;
результатам
образования.
Применение
дифференцированного
подхода
обеспечивает
разнообразие
содержания,
предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического
творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих
пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся
самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в
соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ТНР ООО определяется характером организации доступной им
деятельности. Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение
ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода в контексте АООП обеспечивает: придание
результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения; создание условий для общекультурного и
личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими
8
системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить
образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового
характера, которая используется как средство общения в контексте АООП
основного общего образования обучающихся с ТНР реализация системного подхода
обеспечивает: тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и
интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями,
умениями и навыками; воздействие на все компоненты речи при устранении ее
системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей,
предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области; реализацию
интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной,
контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения
целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного
процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов
относятся следующие положения:
Смысл образования заключается в развитие у учащихся способности
самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на
основе использования социального опыта, элементом которого является и
собственный опыт.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный
социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных,
политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий
для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных,
коммуникативных,
организационных,
нравственных
и
иных
проблем,
составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней
образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от
друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному
определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования
методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции,
которые они выполняют в образовании.
9
АООП ООО разработана с учетом психолого-педагогической характеристики
обучающихся с ТНР.
Данный вид программы предназначается:
для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим
недоразвитием речи (далее – ФФН и ФН) – дислалия, легкая степень выраженности
дизартрии, заикания, ринолалия;
для обучающихся с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) III речевого
развития, с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (далее НВОРН) IV
уровня речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех
компонентов языка; - для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП предполагает введение четко ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися
программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП
ООО обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся,
согласованная работа учителя - логопеда с учителем русского языка и классным
руководителем с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
-
У детей с ФФН и ФН наблюдается нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования
артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми
по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее
нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к дифференциации звуков, что негативно влияет на овладение
звуковым анализом.
ФН характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи
(искажение звуков, звукослоговой структуры слова, просодические нарушения),
либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи
(звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова).
Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с
большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой
деятельностью.
Обучающиеся с ОНР, НВОНР характеризуются остаточными явлениями
недоразвития лексикограмматических и фонетико-фонематических компонентов
языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений
10
звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в
различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного
слога, так и слова. Отмечается недостаточная внятность, выразительность речи,
нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение
звуков,
свидетельствующее
о
низком
уровне
сформированности
дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по
значению, в смешении признаков. Обучающиеся плохо справляются с
установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на
материале слов с абстрактным значением.
Недостаточная сформированность лексического строя речи проявляется в
специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова,
наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в
продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении
использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора
родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве
овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно
ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным
значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы
неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество
ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью
осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного
ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной
речи.
Отличительной
особенностью
является
своеобразие
связной
речи,
характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на
второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных
эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии
11
сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении
рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном,
простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные
нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся,
специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых
обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических
функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР:
-выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (при
необходимости совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения
речевого развития;
-организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением
перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов
дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на
нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного
развития;
-осуществление коррекционно-развивающего процесса не только через содержание
предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, но и в
процессе логопедической работы (индивидуальной/подгрупповой);
-создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших
психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной
деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении
обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
-обеспечение при необходимости взаимосвязь с медицинскими организациями для
получения комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или
минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния
высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
-возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом
необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных
навыков учащихся;
-гибкое
варьирование
организации
процесса
обучения
путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и
технологий;
12
-индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве
для разных категорий обучающихся с ТНР;
-постоянный мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых
процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
-применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий,
визуальных
средств,
обеспечивающих
реализацию
«обходных
путей»
коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за
устной и письменной речью;
-возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
-профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального
расширения
образовательного
пространства,
увеличения
социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные
коммуникативные стратегии и тактики;
-психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения
в коррекционноразвивающую работу с ребенком; организация партнерских
отношений с родителями.
АООП ООО для обучающихся с ТНР предусматривает различные варианты
специального сопровождения обучающихся данной категории:
-обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с ТНР;
-обучение по индивидуальным образовательным программам с возможностью
индивидуального обучения на дому и (или) дистанционной формы обучения;
-организация логопедического сопровождения, в рамках коррекционноразвивающих занятий педагогов, специалистов сопровождения Школы.
Нормативный срок освоения АООП ООО составляет пять лет. Нормативный срок
освоения программы может быть сокращен или увеличен с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в
соответствии с рекомендациями ТПМПК).
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи основной образовательной программы
Личностные и метапредметные результаты освоения всех образовательных
областей и учебных дисциплин расширяются и дополняются следующими
показателями.
Личностные результаты:
13
владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить
компромисс в спорных ситуациях; овладение навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием
социальных сетей; овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой
продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью; развитие адекватных представлений о
собственных возможностях, стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результаты:
способность использовать русский и родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне; умение планировать, контролировать
и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее выполнения, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе
оценки и с учетом характера ошибок; умение использовать различные способы
поиска в справочных источниках в соответствии с поставленными задачами; уметь
пользоваться справочной литературой; воспроизводить текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, изложение); создавать тексты различных стилей и
жанров (устно и письменно); осуществлять выбор языковых средств в соответствии
с темой, целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Предметные результаты освоения обучающимися с ТНР АООП ОО
соответствуют ООП ООО Школы.
Планируемыми результатами коррекционной работы является создание
комфортной развивающей образовательной среды:
— преемственной по отношению к начальному общему образованию и
учитывающей особенности организации основного общего образования, а также
специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья на данной ступени общего образования;
— обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию
детей с ограниченными возможностями здоровья;
— способствующей достижению целей основного общего образования,
обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);
— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
14
1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи планируемых результатов освоения адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех
групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки достижения планируемых результатов
В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов
образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования
Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования определяется по результатам промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
•
стартовую диагностику,
•
текущую и тематическую оценку,
•
портфолио,
внутришкольный
мониторинг
образовательных
достижений,
•
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к
обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией
образовательной организации в начале 5-го класса и выступает как основа (точка
отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки
являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности,
владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов
познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией,
знакосимволическими
средствами,
логическими
операциями.
Стартовая
диагностика может проводиться также учителями с целью оценки готовности к
изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики
являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации
учебного процесса.
•
15
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может
быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся
существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются
тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в
тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и
методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие
работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия,
листы продвижения и др.) с учётом особенностей учебного предмета и
особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя. Результаты текущей
оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса; при этом
отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении
тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми
учителем) сроки могут включаться в систему накопленной оценки и служить
основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять
тематическую проверочную работу.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения
тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в
учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования
и науки РФ. По предметам, вводимым образовательной организацией
самостоятельно, тематические планируемые результаты устанавливаются самой
образовательной организацией. Тематическая оценка может вестись как в ходе
изучения темы, так и в конце её изучения. Оценочные процедуры подбираются так,
чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности
планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки
являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации.
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и
творческой активности учащегося с ТНР, направленности, широты или
избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а
также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В
портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии,
видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы,
дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для
портфолио ведѐтся самим обучающимся совместно с классным руководителем и
при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия
обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов
формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе.
16
Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке
рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне
среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.
Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры:
-оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
-оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с
оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности,
готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения;
-оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе
административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа
качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся.
Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается
решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга
являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного
процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя.
Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений
учащихся обобщаются и отражаются в их характеристиках.
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации
обучающихся на уровне основного общего образования и проводится в конце
каждой четверти (или в конце каждого триместра) и в конце учебного года по
каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических
проверочных работ и фиксируется в документе об образовании (дневнике).
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового,
является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося
к государственной итоговой аттестации. В период введения ФГОС ООО в случае
использования стандартизированных измерительных материалов критерий
достижения/освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50%
заданий базового уровня или получения 50% от максимального балла за
выполнение заданий базового уровня. В дальнейшем этот критерий должен
составлять не менее 65%.
Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и иными нормативными
актами.
К внешним процедурам относятся:
-государственная итоговая аттестация,
17
-независимая оценка качества образования и мониторинговые исследования
муниципального, регионального и федерального уровней.
Государственная итоговая аттестация
В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является
обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной
программы основного общего образования. Порядок проведения ГИА
регламентируется Законом и иными нормативными актами.
Целью ГИА является установление уровня образовательных достижений
выпускников. ГИА включает в себя два обязательных экзамена (по русскому языку
и математике). Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на
добровольной основе по своему выбору. ГИА проводится в форме основного
государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных
материалов, представляющих собой комплексы заданий в стандартизированной
форме и в форме устных и письменных экзаменов с использованием тем, билетов и
иных форм по решению образовательной организации (государственный выпускной
экзамен – ГВЭ).
Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из результатов
внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся
результаты ГИА. К результатам внутренней оценки относятся предметные
результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки и результаты
выполнения итоговой работы по предмету. Такой подход позволяет обеспечить
полноту охвата планируемых результатов и выявить коммулятивный эффект
обучения, обеспечивающий прирост в глубине понимания изучаемого материала и
свободе оперирования им. По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая оценка
ставится на основе результатов только внутренней оценки.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования
государственного образца – аттестате об основном общем образовании.
Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе
результатов внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике
учащегося.
I. Комплексный подход к оценке результатов освоения АООП ООО,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов ООО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
18
оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к
представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных
образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором
фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения
образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его
превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с
учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и
социальную мотивацию.
Особенности оценки личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов,
представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия»
программы формирования универсальных учебных действий.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность,
реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность
универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1)
сформированность основ гражданской идентичности личности;
сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая
умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных
перспектив социального развития;
2)
сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые
установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,
правосознание.
Внутришкольный мониторинг организуется администрацией образовательной
организации и осуществляется классным руководителем преимущественно на
основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной
деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде
характеристики.
Особенности оценки метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы,
представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия»,
3)
19
«Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные
универсальные учебные действия» программы формирования универсальных
учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех
разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
•
способность работать с информацией;
•
способность к сотрудничеству и коммуникации;
•
способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику;
•
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
•
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках
внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного
мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий
строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы
по оценке читательской грамотности, ИКТ компетентности, сформированности
регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
•
Наиболее адекватными формами оценки
читательской грамотности служит письменная работа на межпредметной
основе;
•
ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной
(компьютеризованной) частью;
•
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и
индивидуальных учебных исследований и проектов.
•
II. Оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе
освоения основной общеобразовательной программы основного общего
образования.
Особенности оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом.
20
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов
действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур
текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также
администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного
мониторинга.
Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга)
выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для
продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному
направлению.
Достижению
базового
уровня
соответствует
отметка
«удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы
знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а
также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
•
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка
«хорошо» (отметка «4»);
•
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения
планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и
сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже
базового, целесообразно выделить также два уровня:
•
низкий уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
Критерий достижения/освоения учебного материала задаѐтся как выполнение не
менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за
выполнение заданий базового уровня.
III.
Использование
результатов
итоговой
оценки
выпускников,
характеризующих уровень достижения планируемых результатов освоения
основной общеобразовательной программы основного общего образования,
как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы
образования разного уровня
21
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к
среднему (полному) общему образованию. На итоговую оценку на ступени
основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные
результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов
основного общего образования.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе:
результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по
всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за
промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
•
•
оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; • оценок за
работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию.
При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение
всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных
достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы,
индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень
усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а
также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых
результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету,
а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и
коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и
осуществлению целесообразной и результативной деятельности.
•
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа развития универсальных учебных действий
Программа развития универсальных учебных действий АООП ООО для
обучающихся с ТНР соответствует программе развития универсальных учебных
действий Школы.
2.2. Программы учебных предметов, курсов
Содержание программ учебных предметов, курсов АООП ООО для
обучающихся с ТНР соответствует содержанию программ учебных предметов,
курсов ООП ООО Школы.
Достижение планируемых результатов освоения АООП ООО обеспечивают рабочие
программы отдельных учебных предметов.
22
Содержание учебных предметов по всем содержательным областям адаптированной
основной образовательной программы обучающихся с ТНР соответствует
представленному в основной общеобразовательной программе основного общего
образования Школы.
Предусмотрено усиление внимания к результатам обучения детей с тяжелыми
нарушениями речи в части:
расширения номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного
использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;
совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности
к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию; формирования и развития текстовой компетенции:
умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию; развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения.
Рабочие программы учебных предметов, АООП ООО ориентированы на
особенности психофизического развития учащихся с ТНР, содержат требования к
организации учебных занятий по предмету в соответствии с принципами
коррекционной педагогики и учитывают:
- требования ФГОС (ориентация на результат и реализация деятельностного
подхода);
-специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья, которые заложены в АООП ООО.
Рабочие программы учебных предметов ООО могут при необходимости
корректироваться и изменяться в соответствии особенностями обучающихся класса
и уровнем их образовательной подготовки.
Основные аспекты построения и реализации рабочих программ по предметам
в условиях обучения детей с ТНР
1. Реализация коррекционной направленности обучения:
-выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать,
выделять главное в материале);
-опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в
рамках предмета и нескольких предметов);
-соблюдение в определение объёма изучаемого материала, принципов
необходимости и достаточности;
23
-введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для
активизации познавательной деятельности;
-учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностноориентированного обучения; -практико-ориентированная направленность учебного
процесса;
-связь предметного содержания с жизнью;
-проектирование жизненных компетенций обучающегося;
-включение всего класса в совместную деятельность по оказанию помощи друг
другу; -привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная
помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства).
2. Увеличение времени, планируемого на повторение и пропедевтическую
работу. Учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам,
ориентируясь на используемый УМК, с учётом особых образовательных
потребностей детей с ТНР.
3. Проектирование наряду с основными образовательными задачами
индивидуальных образовательных задач для детей с ТНР.
В пояснительной записке определяются цель и задачи изучаемого предмета и
описываются коррекционные возможности предмета.
Обязательным разделом рабочей программы в части календарно-тематического
планирования является планирование коррекционной работы по предмету, которая
предусматривает:
-восполнение пробелов в знаниях;
-подготовку к усвоению и отработку наиболее сложных разделов программы; развитие высших психических функций и речи обучающихся.
Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
наглядные опоры в обучении;
алгоритмы, схемы, шаблоны;
поэтапное формирование умственных действий;
опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
В рабочей программе отмечаются требования к уровню подготовки учащихся по
предмету в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом.
-
2.3. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным
компонентом основной образовательной программы образовательной организации.
24
ПКР разрабатывается для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее
ТНР).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ТНР определяются адаптированной образовательной программой, а
для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся
с ТНР, региональной специфики и возможностей образовательной организации.
ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими
уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные
потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной
степени у обучающихся с ТНР. Программа ориентирована на развитие их
потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых
для дальнейшего обучения и успешной социализации.
ПКР разрабатывается на период освоения обучающимся основной ступени
адаптированной основной образовательной программы и включает следующие
разделы: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел ПКР
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной
системы психологомедико-педагогической и социальной помощи обучающимся с
ТНР для успешного освоения основной образовательной программы на основе
компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в
развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности
ребенка.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений
коррекционной
работы
(диагностическое,
коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское).
При составлении программы коррекционной работы выделены следующие
задачи:
-определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и
оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной
программы основного общего образования;
25
-определение оптимальных специальных условий для получения основного общего
образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных,
коммуникативных способностей;
-разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных
образовательных программ для детей с ТНР;
-реализация
комплексного
психолого-медикосоциального
сопровождения
обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического
консилиума образовательной организации (ППк), индивидуальной программой
реабилитации/абилитации инвалида);
-реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;
-обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с ТНР;
-осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
Существующие дидактические принципы (систематичности, активности,
доступности, последовательности, наглядности и др.) возможно адаптировать с
учетом категорий обучаемых школьников.
В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет
особенностей обучающихся с ТНР:
принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции
нарушений детей с ТНР, взаимодействие учителей и специалистов различного
профиля в решении проблем этих детей;
принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход
пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы;
принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный
психолого-медикопедагогический характер и включать совместную работу
педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагогпсихолог (специальный
психолог), медицинские работники, социальный педагог и др.);
принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как
средства общения и орудия познавательной деятельности. Реализация данного
принципа достигается путем отбора языкового материала, значимого для
обеспечения различных сфер деятельности детей данного возраста, использование
метода моделирования коммуникативных ситуаций;
онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных
закономерностей развития речевой деятельности в норме и следование им в ходе
обучения. Это касается как отбора языкового и речевого материала, так и объемов
26
работы, последовательность освоения речеязыковых навыков, особенностей
формирования речемыслительной деятельности учащихся. принцип взаимосвязи
речи с другими психическими функциями, который обеспечивает достижение
личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как
умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать
в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над
анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания
и умения редактировать.
Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к
результатам, определенным вариантом АООП ООО для детей с ТНР.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный
характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с
ТНР.
Достижения обучающихся с ТНР рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса.
Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных
достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
В результате осуществления коррекционной программы у обучающихся должен
быть достигнут уровень сформированности устной и письменной речи,
соответствующий возрастному уровню, или сохраняться минимизированные
проявления дефектов устной и письменной речи до уровня, позволяющего освоить
базовый объем знаний и умений обучающихся в области общеобразовательной
подготовки.
Содержательный раздел ПКР включает перечень и содержание индивидуально
ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению
обучающимися с ТНР адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционноразвивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются
содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной
организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Диагностическая работа включает себя следующие составляющие:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при
освоении основной образовательной программы основного общего образования;
•
проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики
нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;
•
27
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося
с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
•
изучение развития эмоционально-волевой, речевой сфер и личностных
особенностей обучающихся;
•
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребенка;
•
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
•
мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных
программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
•
разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных
программ;
•
выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в
соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;
•
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и
трудностей обучения;
•
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной, коммуникативной и речевой сфер;
•
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной
компетенции;
•
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
•
социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа предусматривает: выработку совместных обоснованных
рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР, единых
для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами
педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с
обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ; консультационную поддержку и
помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору
обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с
профессиональными
интересами,
индивидуальными
способностями
и
психофизиологическими особенностями.
•
28
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с
особыми
образовательными
потребностями,
их
родителей
(законных
представителей), педагогических работников; различные формы просветительской
деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
направленные на разъяснение участникам образовательного процесса –
обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
обучающихся с ОВЗ; проведение тематических выступлений для педагогов и
родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Направление
коррекционной работы
Диагностиче
ское
Привлекаемые
специалисты к
реализации
данного
направления
Учительлогопед
Педагогпсихолог
Коррекционн
оразвивающе
е
Учительлогопед
Деятельность
специалистов в рамках
данного направления
Ожидаемые результаты
коррекционной работы
специалистов по выделенным
направлениям
Логопедическое
обследование Анализ
педагогической и
медицинской
документации
Промежуточный
мониторинг динамики
Итоговый мониторинг
(на конец года)
Психологическое
обследование
Входной мониторинг уровня
развития устной и
письменной речи,
заполнение речевых карт,
уточнение заключений,
выявление резервных
возможностей,
комплектование групп
1. Организация и
проведение
индивидуальных и
групповых занятий;
Входной мониторинг уровня
развития эмоциональноволевой, личностной сферы,
заполнение документации,
уточнение заключений,
комплектование групп
Позитивная динамика
отслеживаемых параметров.
Успешность освоения
предметных результатов.
2. Составление
расписания
индивидуальных и
групповых занятий;
3. Написание
планов
29
индивидуальной работы;
4) Написание рабочих
программ
Педагогпсихолог
1. Организация
и
проведение
индивидуальных
групповых занятий;
и
Позитивная динамика
отслеживаемых параметров.
Успешность освоения
предметных результатов.
2. Составление
расписани
индивидуальных
групповых занятий;
3. Написание
Консультатив
нопросветительское
направление
Учительлогопед
Педагогпсихолог
планов
индивидуальной работы;
4.
Написание
рабочих
программ
Консультирование
родителей по вопросам
особенностей воспитания и
обучения детей с
нарушениями речи
Консультация, беседа,
родительские собрания и
т.д.
Помощь родителям (законным
представителям) в выборе
стратегий воспитания ребёнка
с нарушениями речи.
Ознакомление родителей с
психологопедагогическими
особенностями младших
подростков с ТНР.
Помощь в выборе
индивидуально
ориентированных методов и
форм работы с
обучающимися, имеющими
нарушения речи.
Консультирование
педагогов по выбору
индивидуально
ориентированных методов
и приёмов работы с
обучающимися, имеющими
нарушения речи
Ознакомление педагогов с
Консультация, беседа, МО,
психологопедагогическими
педагогическое совещание
особенностями логопедических
(соответственно тематике)
детей
и т.д.
Консультирование педагого
Ознакомление коллег с
смежных профессий по
психологопедагогическими и
психолого-педагогическим и
социальноличностными
социально-личностным
особенностями обучающихся с
особенностям детей с ТНР
нарушениями речи
Консультация, беседа,
заседание ПМПк, МО,
30
круглый стол
(соответствующая тематика)
2.4. Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания АООП ООО для обучающихся с ТНР соответствует
рабочей программе воспитания ООП ООО Школы.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебный план АООП ООО
Учебный план АООП ООО (обязательные предметные области учебного плана и
учебные предметы) соответствуют ООП ООО школы.
3.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику
ООП ООО школы.
3.3 План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности АООП ООО соответствует плану внеурочной
деятельности ООП ООО школы.
3.4 Система условий реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых
документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по учебным
предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей
области.
Организационно-содержательные условия
31
В на заседаниях ШМО рассматриваются различные вопросы реализации АООП
ООО, работа по самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости
реализации коррекционной направленности учебно- воспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары, в рамках которых учителя дают открытие уроки
по разным учебным предметам с использованием личностно-ориентированного,
деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный
методический кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарнотематическим планированием по учебным предметам, курсам внеурочной
деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности.
Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации
могут принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя,
учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, и др.), происходит
оптимизация внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия
Учителя-предметники, специалисты имеют профессиональное образование,
планово и поэтапно проходят курсовую подготовку.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений на уровне основного общего образования в рамках
школьного ПМПк, в постоянный состав которого входят учитель – логопед, педагог
– психолог, социальный педагог.
Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения
Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе, также позволяющих
обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
-наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом,
-наличие кабинета для логопедических занятий.
Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебной деятельности
и оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями
в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений.
Реализация данного направления определяет необходимость укомплектования
школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность использования
и создания информации, в том числе запись и обработка изображений и звука,
32
выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением (компьютер,
проектор, интерактивная доска и т.п.), возможность осуществления
информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях, доступа к
печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и региональных
центрах информационно- образовательных ресурсов.
Информационные условия
Особенности организации учебной деятельности по АООП НОО размещаются на
сайте Школы; рассматриваются в ежегодном публичном отчете Школы; являются
обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных
родительских собраниях для будущих первоклассников, а также на классных
33