Комплексная программа профилактики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
(МАОУ СОШ №20)
Согласовано на педагогическом
совете №1 от 30.08.2022

Утверждено приказом
директора №249 от 01.09.2022

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ,
ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

2022 год

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
1

Наименование программы

2
3

Разработчик программы
Цель программы

4
5
6
7

Направленность программы
Срок реализации программы
Исполнители программы
Категория участников, на
которую рассчитана
данная программа

8
Ожидаемыеконечные
результаты реализации
Программы

9

Основные законодательные и
нормативно - правовые акты
по профилактике
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних

Паспорт программы
Комплексная программа по профилактике безнадзорности,правонарушений и употребления
ПАВ несовершеннолетними «Будущее – это мы»
Социальный педагог Масежная Л.Н.
Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности,
правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, обеспечение
единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности,
правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними.
Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.
Социально-педагогическая
2021- 2026 г.г.
Педагогический коллектив МАОУ СОШ № 20
Учащиеся 1-11 классов, родители, педагогические работники
Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для
совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности, правонарушений и
употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, снижение тенденции роста
противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, суицидальных рисков среди
несовершеннолетних, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного
учреждения, создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и
адаптации в обществе
Нормативно-правовая база:
 Конвенция ООН о правах ребенка;
 Конституция Российской Федерации;
 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012 - 2017годы»
 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» (в действующей редакции)(№273-ФЗ от 29.12.2012 г.);
 Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ
Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений»;

 Федеральный

Закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120- ФЗ от 24.06.1999г.);
 Декларация принципов толерантности, резолюция 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от
16.12.1995г.
 Минимальный социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных
услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (ИМП МО РФ от
154.12.2002 г. № 30-51-914/16);
 Письмо Министерства образования науки Российской Федерации «Рекомендации об организации в
субъектах РФ работыпо профилактике жестокого обращения с детьми» (№06-224 от 10.03.2009 г.);
Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных
органов и органов местного самоуправления субъекта РФ.

Пояснительная записка
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально- экономической и духовно-нравственной ситуации в
России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды,
ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и
беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушения прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых
несовершеннолетними;
- с каждым годом возраст детей, совершающих преступления становится все моложе;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся всоциально-опасном положении;
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности.
Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В
это время формируется и даже может резко измениться характер. Но есть определенная категория подростков, у которых некоторые качества
проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.
Для более успешной социально – профилактической работы с подростками девиантного поведения необходимо помнить о причинах,
порождающих различные формы отклонений, такие, как:
- социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него
необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него
негативных стереотипов поведения;
- глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим
микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным
(несправедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны родителей, друзей,учителей;
- отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные кризисы;
- отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами
деятельности, позитивных и значимых социальныхи личных, жизненных целей и планов.
Молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние
устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую
не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый
эффективный жизненный стиль.
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними является
анализ преступлений, общественно- опасных деяний и правонарушений, совершаемых подростками, состояние безнадзорности и
беспризорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения,
неблагополучие в семьях, что является однойиз основных причин беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.
Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и
возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к «группе риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо

их полное отсутствие);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение
санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным
браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально - конфликтными отношениями супругов, родителей, детей,
педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи,
разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении
детей и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации.
Увеличивается количество подростков, поставленных на учёт в ВШУ и ОДН за совершённые преступления, не достигшие возраста
ответственности и преступления.
Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и
употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Необходимо создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание
подростка, порождающих отклоняющееся поведение.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной
защите, данная программа основана наследующей цели и задачах:
Цель: создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности, правонарушений и
употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций,
связанных с проблемами безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними.
Задачи:
1.повышение уровня профилактической работы с учащимися и их семьями вобразовательном учреждении;
2.выявление семьи и несовершеннолетних, предположительно находящихся в социально-опасном положении на ранних стадиях семейного
неблагополучия, принимать своевременные меры по привлечению к работе с данными учащимися и семьями специалистов
других учреждений системы профилактики; защищать права и законные интересы несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
3.оказание социально-педагогической, психологической и правовой помощи и поддержки несовершеннолетним, имеющим отклонения в
развитии и (или) поведении, либо проблемы в обучении, а также родителям обучающихся;
4.осуществление консультативно-профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса
5.осуществление меры, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, создание условий для
доверительного общения всех участников образовательного процесса;
6.обеспечение внеурочной и летней занятости обучающихся и привлечение несовершеннолетних к общественно-полезной деятельности,
коллективным творческим видам деятельности; воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной
гражданской позиции;
7.принятие мер по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся;
8.осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности,воспитанию толерантности у подростков;

9.разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы образовательных учреждений:
родительской общественности,ученического самоуправления и педагогического коллектива;
10.осуществление тесного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних для проведения комплексной профилактической работы с учащимися и семьями в целях снижения уровня
подростковой преступности, предупреждения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, выявления и пресечения фактов
вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
11.ведение диагностической работы с учащимися и родителями, проведение ежегодного анализа реализации и результативности данной
программы.
В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную
историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать
подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра.

Этапы реализации программы
Название этапа

Содержание работы

I этап. Подготовительный
2021 год
( апрель-май)

Анализ состояния правонарушений для реализации программы по профилактике правонарушений
несовершеннолетних;
Постановка целей и задач профилактической работы иразработка программы;
Обновление нормативно – правовой базы;
Поиск современных форм и методов профилактической работы с участниками образовательного
процесса

II этап.
Реализация программы
2021-2022 уч.г.
2022-2023 уч. г.
2023-2024 уч.г.
2024-2025уч.г.

Разработка методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей,
направленных на профилактику правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ
несовершеннолетними;
Укрепление межведомственного сотрудничества;
Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную
ситуацию;
Использование в учебно-воспитательном процессе образовательного
учреждения личностноориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих
развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап.
Отслеживание и анализ
результатов
2026 год
(январь-октябрь)

Обработка и интерпретация полученных в ходе реализации программы результатов;
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
Определение перспектив развития школы в этом направлении.

Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
1. организационная и методическая работа с педагогическим коллективом;
2. диагностическая работа;
3. профилактическая работа с обучающимися;
4. профилактическая работа с родителями.
Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом направлена на разработку и осуществление
комплекса мероприятий по своевременному выявлению, предупреждению и профилактике безнадзорности, правонарушений, курения,
алкоголизма, наркомании, токсикомании среди обучающихся, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся и семей
«группы риска» и находящихся в социально-опасном положении.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об учащихся и семьях, об образе жизни семей обучающихся, о
положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с
педагогами школы, сверстниками, родителями.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно- профилактическую деятельность и индивидуальную
работу с подростками. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных
мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном
поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности. Задача индивидуальной работы с подростками состоит в содействии
сознательному выбору учащимся своего жизненного пути.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания,
нахождение путей педагогического взаимодействия школы и семьи, коррекции детско-родительских отношений, включение семьи в
воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета
профилактики школы.

Формы работы по каждому блоку программы.
Блок программы

Организационнаяи
методическая работа
с педагогическим
коллективом

Диагностическая
работа

Формы работы

Предполагаемый результат

Ответственный

Составление социальногопаспорта образовательных
учреждений;
Ведение статистического учёта неблагополучных
семей, учащихся «группы риска»;
Ведение личных дел семей, учащихся, поставленных
напрофилактический учёт;
Посещение семей, составление актов жилищнобытовых условий содержаниянесовершеннолетних
детей;
Выявление и постановка научёт детей и семей
«группы риска»;
Проведение тематическихпедагогических советов,
методических семинаров;
Планирование и реализацияпрофилактических
мероприятий совместно с инспектором ОДН ОМВД;
Организация взаимодействияс учреждениями
системы профилактики (подготовка информации,
материалов для рассмотрения ситуаций, оказание
помощи в работе с учащимися и семьями,
состоящими на профилактических учётах);
Организация работ Совета профилактики,школьного
ПМПК.
1.Проведение диагностических методик изучения
личности ученика, его взаимоотношений со
сверстниками, ситуация внутрисемейных отношений.
(1-11кл)
2.Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет
выявления фактов употребления алкоголя, табачных
изделий, наркотических веществ, а также
агрессивного поведенияи суицидального риска.

Разработка комплекса
мероприятий, необходимых для
профилактики безнадзорности,
правонарушений и употребления
ПАВ несовершеннолетними;
Создание банка данных по
учащимсяи семьям «группы
риска»

Администрация,
социальный педагог,
заместитель
директора по ВР

Получение характеристики
микроклимата семьи, что
облегчитпоиск взаимодействия
школы и семьи;
Получение информации о
«вредных» привычках
учащихся, необходимой для
быстрого оказания
квалифицированнойпомощи;
Получение информации о
суицидальном
поведении учащихсягруппы
риска

Классные
руководители,
социальный педагог

Профилактическая
работа с детьмии
подростками

Профилактическая
работа с родителями

Предупредительнопрофилактическаядеятельность:
1.Совершенствование системы воспитательнойработы
школы;
2.Проведение мероприятийсовместно с ОДН
ОМВД;
3.Проведение тематическихклассных часов;
4.Организация правовоговсеобуча;
5. Профориентационнаяработа;
6. Проведение бесед по профилактике употребления
психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности
учащихся:
1.Вовлечение учащихся в занятия дополнительного
образования всех форм;
2.Охват организованным отдыхом подростков в
каникулярное время и интересным содержательным
досугом втечение года;
Индивидуальная работа сподростками
1.Выявление причин отклонений в поведении;
2.Профилактические беседысоциального педагога,
психолога, классного руководителя,администрации
школы сподростком;
3.Приглашение на Советпрофилактики;
4.Беседы инспектора ОДН;
5.Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в
кружки, секции;
6.Направление ходатайств вОДН, ТКДН и ЗП;
7.Проведение тренинговых занятий с категорией
учащихся «группы риска».
1.Привлечение родителей к работе Родительского
комитеташколы.
2.Привлечение родителей кпроведению внеклассных
мероприятий.
3.Привлечение родителей к осуществлению
правопорядкаво время проведения культурномассовых мероприятий в школе, профилактических
акций.
4.Посещение семей по месту жительства, выявление

Формирование у
учащихся положительного
образа жизни;
Формирование активной
жизненнойпозиции подростков;

Заместитель
директора
по ВР, социальный
педагог, педагогпсихолог, учителя
обществознания,
классные
руководители

создание
основной
базы
родительскоговоспитания;
Организация педагогического
просвещения родителей, родитель
ского всеобуча;
Построение демократической
системы отношенийдетей и
взрослых

Администрация,
заместитель
директора поВР,
социальныйпедагог,
педагог- психолог.

социально-неблагополучных семей, в случае
необходимостипостановка их на внутришкольный
контроль, направление информации в субъекты
системы профилактики, проведение совместных
мероприятий по улучшению социальнонеблагоприятной ситуации всемье, оказание
социально - педагогической, психологической и
правовойпомощи семье.
5.Организация всеобуча для родителей, проведение
индивидуальных консультаций, профилактических
бесед, тематических родительскихсобраний с
привлечением специалистов субъектов системы
профилактики.

Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание
эффективности всей
программы

Отслеживание
эффективности каждого
проводимого мероприятия
программы

Конечный результат
реализации программы

- появление у подростков устойчивых интересов, занятость во внеурочное и каникулярное время;
- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ВШУ, ОДН и семей,
находящихся в социально-опасном положении;
-уменьшение количества детей «группы риска» и неблагополучных семей;
- уменьшение количества причин, по которым дети и семьи попадают в «группу риска»;
- сокращение числа учащихся, имеющих вредные привычки;
- комплексное и системное взаимодействие всех участников образовательного процесса, взаимодействие МАОУ
СОШ № 20 сучреждениями системы профилактики
-проведение анкетирования, опросов участников образовательного процесса (учащихся, родителей) с целью
отслеживания эффективности проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней,
уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в
мероприятия;
- системность ведения личных дел, планов индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями,
состоящими напрофилактических учётах, подведение итогов работы в течение
четверти, полугодия, года
- создание системы профилактической работы в образовательных учреждениях;
- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников образовательного процесса;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, обучающихся;
- сокращение числа семей и детей, состоящих на различных формах учета в образовательных учреждениях и
учреждениях системы профилактики правонарушений;
- наличие положительной динамики в процессе реабилитации неблагополучных семей;
- снижение числа правонарушений и преступлений,совершенных
несовершеннолетними
учащимися
образовательных учреждений;
- уменьшение количества детей, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия;
- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско- подростковой среде;
- активное и результативное участие несовершеннолетних вразличных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».