Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
городской округ Первоуральск
ул. Набережная, 9
____________________________________________________________
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол от 01.03.2016 года № 2

Утверждено приказом
директора МАОУ СОШ № 20
от 02.03.2016 года № 64

Принято с учетом мнения
Совета родителей
протокол от 01.03.2016 г. №1
Положение опорядке обучения по индивидуальному учебному плану,
в том числе ускоренное обучение,
в пределах осваиваемой образовательной программы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану, втом
числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы» (далее –
Положение) в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа № 20» разработано на основании:
–Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
–Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
–Устава МАОУ СОШ № 20.
1.2Основной целью реализации индивидуального учебного плана является удовлетворение
образовательных потребностей и поддержка обучающихся
посредством выбора форм
обучения,оптимального набора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и
сроков их освоения.
1.3 Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано:
–для мотивированных обучающихсяс высокой степенью успешности в освоении программ;
–для обучающихся с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению
образовательных программ в условиях большого детского коллектива,
–для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
– для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
–реализация предпрофильной подготовки обучающихся;
–организация профильного обучения на уровне среднего образования;
–по иным основаниям.
1.4 На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся,
не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования.

1.5. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся,
имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры
компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была
ликвидирована.
1.6. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется
образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана
осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.
1.7. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования.
2. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
2.1.Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или
группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации.
2.2. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный
принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной
организации.
2.3. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана,
предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.
2.4. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на
иной срок, указанный в заявлении обучающегося или родителей (законных представителей)
обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.
2.5. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность
и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан более чем
на один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности
и формы промежуточной аттестации обучающихся.
2.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой и
возможностями образовательной организации.
2.7. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным
планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по
заявлению совершеннолетних обучающихся.
2.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не
ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося.
2.10. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется
индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его
родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной
программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение
отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

2.11. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в
течение учебного года до 15 мая.
2.12. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала
учебного года.
2.13. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом
руководителя образовательной организации.
2.14. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета
образовательной организации.
2.15. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется
образовательной организацией, в котором обучается данный обучающийся.
2.16. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется
возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из
библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для
проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в образовательной
организации в порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в его
Уставе.
2.17. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть предоставлены свободные
помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в форме самообразования
и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.18. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных представителей)
обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации программ. Индивидуальное
расписание занятий, перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки
текущего и итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом
руководителя образовательной организации.
2.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе
посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.
2.20. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося
осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
3. Требования к индивидуальному учебному плану
начального общего образования
3.1.С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего
образования индивидуальный учебный план начального общего образования может
предусматривать:
–увеличение учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части;
–введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности
обучающихся;
–организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся;
–дополнительные учебные предметы (с учетом потребностей обучающихся и возможностей
образовательной организации).
3.2.
Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы
начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности.

3.3.
В индивидуальный учебный план начального общего образования входят
следующие обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, родной язык
и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика,
обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской
этики, искусство, технология, физическая культура.
3.4.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904
часов и более 3345 часов.
3.5.
Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования составляет 4 (четыре) года.
Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока
за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной
программы начального общего образования составляет не более 1 года.
3.6.
Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии
с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии), но не более чем на 2 года.

4. Требования к индивидуальному учебному плану
основного общего образования
4.1.С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего
образования индивидуальный учебный план основного общего образования может
предусматривать:
–увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части;
–введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности
обучающихся;
–организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся;
–дополнительные учебные предметы (с учетом потребностей обучающихся и возможностей
образовательной организации).
4.2.
В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие
обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение,родной язык и
литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика
(математика, алгебра, геометрия, информатика), естественнонаучные предметы (физика, биология,
химия), общественно-научные предметы (история, обществознание, география),основы духовнонравственной культуры народов России, искусство (изобразительное искусство, музыка),
технология (технология), физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
(физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
4.3.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более
6 020 часов.
4.4.
Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного
общего образования составляет не более 1 года.

4.5.
Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии
с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии), но не более чем на 1 год
независимо от применяемых образовательных технологий.
5. Требования к индивидуальному учебному плану
среднего общего образования
5.1. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми
общеобразовательными учебными предметами являются: русский язык, литературное чтение,
иностранный язык, математика, история, обществознание, физическая культура, основы
безопасности жизнедеятельности.
6.2.
Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный
учебный план по выбору.
6.3.
Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы
федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно
превышать 2100 часов за два года обучения.
6.4.
Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего
образования – 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего
общего образования составляет не более 1 года.
6.7.
Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии
с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии), но не более чем на 1 год
независимо от применяемых образовательных технологий.
6. Необходимые условия для реализации учебного плана
6.1. Для составления индивидуального учебного плана следует:
–включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная
часть федерального компонента);
–другие учебные предметы на базовом уровне (из вариативной части федерального компонента);
–включить в учебный план региональный компонент.
6.2.
Составление
учебного
плана
завершается
формированием
компонента
образовательной организации (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).
7.3.
В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с
одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из
состава инвариантной части.

7. Контроль исполнения индивидуального учебного плана
7.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением общеобразовательных
программ обучающимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану.

7.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на
обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с Положением о
текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной
организации.
8. Государственная итоговая аттестация обучающихся
8.1.Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по
индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с действующим
законодательством.
8.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план,
если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по
соответствующим образовательным программам.
9. Порядок управления
9.1. В компетенцию администрации образовательной организации входит:
–разработка порядка обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного
обучения, в пределах осваиваемых образовательных программ;
–предоставление в недельный срок в УправлениеобразованияГО Первоуральск информации об
организации обучения по индивидуальному учебному плану, в котором указывается фамилия,
имя, отчество обучающегося, класс, причина перехода на обучение по индивидуальному учебному
плану, дата решения педагогического совета, период обучения, сведения для тарификации
учителей;
–обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и
контроль их выполнения;
–контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий обучающимися,
ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану в форме и порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
9.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная
организация имеет следующие документы:
–заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
–решение педагогического совета образовательной организации;
–приказ руководителя образовательной организации;
–расписание занятий, консультаций, письменное согласованное с родителями
(законными
представителями), утвержденное руководителем образовательной организации.
10. Порядок получения образования в форме ускоренного обучения
10.1. Реализация ускоренной формы обучения в образовательной организации является
добровольной для обучающегося.
10.2. Участниками образовательнойдеятельности при ускоренном обучении являются:
–обучающиеся (инвалиды, не имеющие возможность посещать образовательную организацию);
–обучающиеся, желающие ускоренно изучить образовательные программы отдельных лет
обучения, образовательные программы отдельных учебных дисциплин);

–родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
–педагогические работники.
10.3. Установление готовности к освоению образовательной программы по ускоренному
обучению осуществляется на основании результатов педагогической диагностики, проводимой на
основании письменных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся.
10.4. Обучение в форме ускоренного обучения организуется на основании заявления родителей
(законных представителей) несовершеннолетних на имя директора образовательной организации с
указанием предметов, которые будут осваиваться в форме ускоренного обучения.
10.5. Заявление об ускоренном обучении подается родителями (законными представителями) в
конце учебного года, предшествующего новому учебному году, в котором будет организовано
ускоренное обучение.
10.6. Перевод обучающихся на ускоренное обучение оформляется приказом директора
образовательной организации.
10.7. Заместитель директора по учебной части, курирующего данный вид обучения, совместно с
классным руководителем составляют расписание занятий, отвечающее совокупному объему
учебной нагрузки и внеурочной деятельности с учетом требований СанПиН.
10.8. Обучающийся в форме ускоренного обучения имеет право:
–получать необходимые консультации (в пределах 2-х учебных часов перед каждым экзаменом);
–брать учебную литературу из библиотечного фонда образовательной организации;
–посещать уроки, лабораторные и практические занятия;
–принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.
10.9. Работа обучающегося в форме ускоренного обучения контролируется через АИС «Сетевой
город. Образование», в котором регистрируются: посещаемость занятии; успеваемость;
результаты промежуточной и итоговой аттестации.
При посещении классных занятий обучающийся получает оценки.
10.10. Занятия проводятся учителями-предметниками по индивидуально разработанным рабочим
программам и календарно-тематическому планированию уроков в соответствии с расписанием
индивидуально-групповых занятий для полного прохождения учебных программ по ускоренному
обучению.
10.11. В случае невыполнения, неполного прохождения учебных программ (отказ обучающегося,
пропуск занятий по болезни и др.), обучающийся по решению педагогического совета и на
основании заявления родителя (законного представителя) переводится на обучение в обычном
режиме.
10.12. Обучающиеся аттестуются по материалам, содержание которых проходит необходимую
экспертизу на заседаниях методического объединения учителей. Допустимы письменные
экзамены, экзамены в форме тестов. Решение о форме проведения экзамена принимает
педагогический совет.
10.13. Результаты промежуточной аттестации отражаются в протоколах, которые подписываются
всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются директором образовательной
организации. К протоколам прилагаются письменные материалы.
10.14. В случае неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации или не
ликвидации академической задолженности в установленные образовательной организацией сроки,
обучающийся по решению Педагогического совета переводится на обучение в обычном режиме.
10.16. Функции участников ускоренного обучения.
10.16.1 Учитель-предметник разрабатывает и реализует рабочее тематическое планирование по
предмету на основании образовательных программ в соответствии с учебным планом

образовательной организации.
10.16.3. Содержание курса по предмету определяет учитель-предметник на основании
индивидуального учебного плана.
Рабочие программы учебных предметов по ускоренному курсу утверждаются директором
Школы.
10.16.4. Занятия могут проводиться по группам, индивидуально, а также составом класса на
уроках по расписанию, на индивидуально-групповых занятиях, что должно быть обосновано
рабочей программой учителя-предметника.
10.16.5. Численный состав обучающихся групп для ускоренного прохождения программ
определяется Педагогическим советом с учетом специфики рабочих программ учебных предметов
по ускоренному курсу.
10.17. Управление при ускоренном обучении.
10.17.1.
Управление образовательной деятельностью участников ускоренного обучения
ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными
актами МАОУ СОШ № 20.
10.17.2.
Директор Учреждения:
–утверждает рабочие программы учебных предметов по ускоренному курсу;
–издает приказ о переводе обучающихся на ускоренное обучение по индивидуальному учебному
плану с указанием расписания и кадрового обеспечения.
10.17.3. Заместитель директора по учебной части, курирующий данный вид обучения:
–планирует, организует и контролирует образовательнуюдеятельность в ходе ускоренного
прохождения образовательных программ;
–отвечает за качество и эффективность работы с обучающимися и педагогическим коллективом,
осуществляющими ускоренное обучение;
–обеспечивает своевременный подбор учителей, проведение экспертизы рабочих программ
учебных предметов, контроль за их выполнением.
10.17.4. Педагогический совет образовательной организации рассматривает вопросы качества
ускоренного прохождения программ, принимает решения о переводе обучающихся в следующий
класс.
10.18. Порядок прохождения промежуточной аттестации.
10.18.1. Целью аттестации является:
–установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся, их практических умений
и навыков по предметам учебного плана;
–соотнесение этого уровня с требованиями образовательного стандарта;
–контроль за выполнением рабочих программ учебных предметов и учебно-тематических планов
изучения учебных предметов.
10.18.2.
Промежуточная аттестация обучающихся по ускоренному курсу подразделяется на
текущую - включающую в себя поурочное, тематическое, четвертное и полугодовое оценивание
результатов учебы обучающихся, и итоговую - по результатам тестирования, экзаменов,
собеседований и контрольных работ за учебный год.
10.18.3.
Учителя-предметники на основании проведенной промежуточной аттестации
выставляют (четвертные, полугодовые, годовые) оценки.
10.18.4.
На заседании Педагогического совета образовательной организацииосуществляется
перевод успешно освоивших программы по учебным предметам в следующий класс с тем, чтобы
обучающийся приступил к прохождению программы следующего класса по ускоренному курсу
обучения.

10.18.5.
В случае невыполнения, неполного прохождения учебных программ (отказ
обучающегося, пропуски занятий по болезни и др.) обучающийся по решению Педагогического
совета продолжает обучение в обычном режиме в течение всего учебного года.
10.19. Документация при осуществлении ускоренного обучения.
10.19.1. При организации ускоренного обучения необходима разработка следующих документов:
–индивидуальный учебный план;
–расписание занятий, утвержденное директором;
–приказы по Школе о переводе обучающихся на ускоренное обучение и организацию
учебнойдеятельности.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его
утверждения.
11.2. Настоящее Положение отменяется или изменяется в случае принятия новой редакции Устава
МАОУ СОШ № 20, изменения действующего законодательства, а также при наличии иных
нормативно-правовых оснований, влекущих изменение, дополнение или отмену закрепленных в
нем положений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».